История со взяткой, которую главный пилот «Аэрофлота» 68-летний Анатолий Якимчук дал за прохождение медкомиссии, вскрыла системные проблемы в отрасли. Как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, требования к состоянию здоровья пилотов в России намного жестче, чем в Европе.
Это в том числе провоцирует отток специалистов за рубеж. А нежелание терять высокую зарплату — до 650 тыс. рублей — создает коррупционные риски. Однако, как пояснили «Известиям» в Росавиации, менять правила не планируется, так как их смягчение может негативно отразиться на безопасности полетов.
Главный пилот — заместитель директора департамента производства полетов «Аэрофлота» Анатолий Якимчук предстанет перед судом. Он обвиняется по ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 291 УК РФ «Покушение на дачу взятки...». Как рассказал «Известиям» адвокат 68-летнего топ-менеджера Сергей Черняков, в сентябре 2018 года он написал явку с повинной, в которой признал передачу 50 тыс. рублей председателю центральной врачебно-летной экспертной комиссии Борису Потиевскому.
По данным Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, это случилось 2 апреля 2018 года. Деньги были переданы за помощь в получении положительного заключения медкомиссии. При этом, как отмечают следователи, у Анатолия Якимчука были обнаружены заболевания сердечно-сосудистой системы, «исключающие годность к летной работе».
— В мае Потиевский попытался вернуть эти деньги, но Анатолий Петрович (Якимчук) отказался. 21 сентября он явился в Следственный комитет и написал явку с повинной, а 12 октября было возбуждено уголовное дело, — сказал адвокат топ-менеджера «Аэрофлота».
Главный пилот — заместитель директора департамента производства полетов «Аэрофлота» Анатолий Якимчук предстанет перед судом — он обвиняется по ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 291 УК РФ «Покушение на дачу взятки...»
Возможно, причиной явки с повинной стало то, что примечания к ст. 291 УК РФ допускают освобождение от уголовной ответственности, если «лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки». Адвокат Якимчука подтвердил, что защита попробует воспользоваться этой возможностью.
Максимальное наказание по ч. 3 ст. 291 УК — лишение свободы до восьми лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет.
Пока Анатолий Якимчук продолжает работать в авиакомпании, сообщили во вторник в «Аэрофлоте».
Сегодня в России требования к здоровью летчиков гражданской авиации существенно жестче, чем в Европе, утверждают опрошенные «Известиями» эксперты. Председатель Межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов Владимир Тюрин сказал «Известиям», что Федеральные авиационные правила (ФАП) основаны на нормах, создававшихся еще во времена СССР. Тогда предполагалось, что любой гражданский пилот при необходимости должен стать военным летчиком. Во всем мире немного другой подход — иметь не абсолютно здоровых пилотов, а гарантировать, что в полете с ними ничего не произойдет.
Например, как пояснил «Известиям» исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев, если за границей пилот может носить очки и линзы, то по российским требованиям у него должно быть стопроцентное зрение. Если несколько снизить планку, можно привлечь дополнительные кадры в отрасль.
Федеральные авиационные правила основаны на нормах, создававшихся еще во времена СССР — тогда предполагалось, что любой гражданский пилот при необходимости должен стать военным летчиком
— Избыточное и нерациональное регулирование приводит к тому, что хорошие пилоты уезжают работать за рубеж. Российские пилоты никогда не будут говорить о проблемах со здоровьем ни своему лечащему врачу, ни на ВЛЭК, потому что их могут списать с летной работы. За рубежом в случае ухудшения здоровья проводят профильное лечение, — отметил бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.
На это обращало внимание и руководство «Аэрофлота». В середине ноября 2018 года заявлялось, что у авиакомпании большая выбраковка пилотов по здоровью, и это неправильно.
Жесткие требования вкупе с высокими зарплатами пилотов — от 300 тыс. до 650 тыс. рублей — приводят к коррупционным рискам.
— Есть шуточная поговорка у пилотов: ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию. — «Известия») не проходит либо мертвый, либо жадный, — отметил Владимир Тюрин.
Строгие нормы по медпоказателям не могут быть оправданием при даче взятки, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— Мнение по поводу снижения требований должны высказывать медики. Когда представители различных организаций без медицинского образования, того же «Аэрофлота», заявляют о завышенных показателях, то непонятно, о каких показателях конкретно идет речь, — заявил общественный деятель.
Жесткие требования к здоровью вкупе с высокими зарплатами пилотов — от 300 тыс. до 650 тыс. рублей — приводят к коррупционным рискам
В Росавиации сказали «Известиям», что во ВЛЭК «Центральной клинической больницы гражданской авиации» неправомерные получения медицинских справок исключены.
— У врачей нет задачи вывести человека из летной профессии, — пояснили в Росавиации. — Если сотрудник авиакомпании не проходит по медицинским показателям, то это может отразиться на безопасности полетов — здоровье может подвести во время рейса. Проблемы с сердцем, зрением, слухом могут стать объективными причинами отстранения от полетов.
Менять требования к здоровью пилотов не планируется, действующая система себя полностью оправдывает, подчеркнули в агентстве.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе