Качественные изменения в существующей инфраструктуре России помогут к 2016 году привлечь в два раза больше средств, которые иностранные туристы тратят в стране, свидетельствуют результаты сделанного по заказу Hilton Worldwide исследования компании Euromonitor International, представленного на пресс-конференции в Москве. В докладе говорится, что в то время как российский рынок выездного туризма может стать одним из самых быстрорастущих в Европе, показав средний годовой рост в 7,4% за период с 2011 по 2016 годы и удвоение расходов россиян за границей (до 67,1 миллиарда долларов), показатели въездного туризма могут вырасти только в случае важных изменений в инфраструктуре, запланированных российским правительством. К 2016 году количество приезжающих в Россию иностранцев может вырасти на 5%, а их расходы удвоятся до 15,3 миллиарда долларов. "Туризм в России развивается очень быстро. У страны очень сильный потенциал и существует много факторов роста, которые подпитывают этот потенциал", - сказал выступивший пресс-конференции президент Hilton Worldwide в европейском регионе Саймон Винсент. Он также считает, что у России есть возможность вдвое увеличить доходы от въездного туризма, а то, что на данный момент показатели расходов россиян за границей и траты иностранцев в России различаются втрое, показывает огромный потенциал, существующий в российской туротрасли. По его мнению, отчет подчеркивает значительные возможности, позволяющие сделать отрасль более конкурентоспособной, а также меры, которые необходимо предпринять, чтобы помочь стране привлекать большее количество гостей. Главные проблемы Визовый режим, терроризм, сложности с российскими платежными системами, небогатая туристическая инфраструктура, недостаток устойчивого туристического имиджа, а также проблемы с турфирмами названы факторами, тормозящими развитие въездного туризма в РФ. "Согласен с целым рядом выводов, в том числе с наличием проблемы визовых формальностей, поскольку наши конкуренты имеют более либеральный визовый режим. Есть и другие проблемы, например, стоимость авиабилетов и недостаток лоукост-перевозок. Также есть такая проблема как дефицит общественных туалетов. Но эти проблемы могут быть решены в ближайшие годы. Но главные - это проблемы имиджевая и информационная. Надо видеть, с каким настроением приезжают в Москву туристы и с каким уезжают", - прокомментировал исследование председатель комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько. "Несмотря на то что российское правительство предпринимает меры для упрощения процедуры получения виз, туристы (как въезжающие, так и выезжающие) все еще испытывают ряд трудностей при оформлении документов. Так, в 2011 году Бельгия ответила отказом на 13% заявлений. Однако основной проблемой является длительный процесс подготовки визы и их высокая стоимость", - говорится в материалах исследования компании. Проблемы безопасности или терроризм - еще один фактор, тормозящий развитие въездного туризма. По мнению экспертов, южный регион России обладает богатым рекреационным потенциалом, но в связи с неспокойной обстановкой данное направление (включая Чечню и Карачаево-Черкесию) считается одним из наиболее опасных и не рекомендовано для посещения туристами. Последние террористические акты в Москве также повлияли на решение о выборе места отдыха некоторых туристов, считают аналитики. Наличные остаются наиболее популярным методом оплаты услуг в России, что также сдерживает развитие туризма. В Москве, согласно исследованию, лишь 50% операций можно оплачивать с помощью карт Visa и Master Card, в то время как в Европе этот показатель приближается к 100%. Кроме того, эксперты Euromonitor считают, что внутренний туризм России страдает от неразвитой туристической инфраструктуры. Ощущается дефицит качественных отелей по доступной цене, а также развлекательных ресурсов; состояние местных достопримечательностей и дорожной сети, зачастую, неудовлетворительно. Инфраструктура плохо приспособлена как для людей с ограниченными возможностями, так и для иностранцев, которым для комфортного пребывания в стране не хватает вспомогательной информации на английском языке. Москва обладает статусом одного из самых дорогих для проживания городов мира, что отпугивает многих путешественников. Качество предлагаемого размещения неудовлетворительно, полагают зарубежные эксперты. Также России не хватает устойчивого имиджа туристического направления, который был бы привлекательным для иностранных путешественников. По сравнению со многими другими странами Россия очень мало инвестировала в создание такого имиджа. И наконец, проблемы с турфирмами подрывают доверие путешественников. Как результат - некоторые туристы предпочитают путешествовать независимо, в то время как другие продолжают работать с тем туроператором, с которым однажды успешно сотрудничали, что ограничивает их туристические возможности. Решение проблем Эскперты Euromonitor International также назвали несколько путей для решения проблем в туризме, среди них развитие онлайн-продаж туристических продуктов и услуг, развитие событийного туризма, создание недорогих авиаперевозчиков, инвестиции в транспортную и гостиничную инфраструктуру и развитие регионального туризма. Среди их рекомендаций - использовать интернет как основной источник продвижения туристических услуг. Также необходимо сосредоточить внимание на развитии инфраструктуры (как транспортной, так и гостиничной) в городах событийного туризма, то есть где будут проходить зимние Олимпийские Игры и чемпионат мира по футболу в 2018 году. Эксперты также советуют обратить внимание на то, что туристический поток из Китая быстро растет, поэтому важно увеличить "российское присутствие в Китае" (как физическое, так и цифровое). Информация о России должна быть легко доступна для потенциальных китайских туристов, и в то же время, нужно предоставить достаточное количество сведений о Китае на русском языке. Необходимо работать над обеспечением доступного размещения с дружелюбной атмосферой, в частности в Москве, что является важным аспектом для путешественников с низким и средним уровнем дохода. Важное значение, по мнению аналитиков, для дальнейшего развития туризма в России имеет поддержание инициатив на региональном уровне. "Ни одна федеральная программа не будет успешной, пока местные власти не поставят для себя целью развитие туризма в их регионах", - говорится в исследовании.