Cовет Ассоциации судоходных компаний (АСК), объединяющей ведущие судоходные компании России, осуществляющие деятельность по перевозке грузов и пассажиров на внутренних водных и морских путях, распространил вчера заявление, поводом для которого послужила трагедия в Куйбышевском водохранилище 10 июля с.г.
По мнению ассоциации, крушение дизель-электрохода «Булгария» и гибель более ста человек – беспрецедентный случай в истории российского речного флота. Поэтому очень важно, чтобы было проведено тщательное расследование, сделаны обоснованные выводы и приняты правильные решения. Последняя авария на речном флоте, повлекшая гибель пассажиров, произошла в 1983 году из-за неправильных действий экипажа. По многолетней статистике в 93% аварийных случаев на внутренних водных путях и в 83% в морских районах причиной катастроф был «человеческий фактор».
Несмотря на то, что связь между увеличением количества аварий и возрастом судов статисткой не установлена, для АСК в числе первоочередных задач остается обновление флота путем строительства новых современных судов. Этот процесс сдерживается целым рядом факторов: неблагоприятный режим налогообложения, высокая стоимость заемного капитала, низкий уровень рентабельности речных перевозок и длительный срок окупаемости судов в связи с сезонностью, большие эксплуатационные издержки, прежде всего, высокая стоимость судового топлива.
Речной транспорт всегда был и остается самым безопасным, энергоэффективным, экономичным и экологичным видом транспорта с минимальными рисками, говорится в заявлении АСК. Речные круизы – одно из популярных и перспективных направлений внутреннего и въездного туризма в России. Гибель дизель-электрохода «Булгария» стала причиной как справедливой критики, так и подачи искаженной информации, проверок, дублирующихся практически в каждом речном порту и приводящих к нарушениям графиков движения судов. Это негативно сказывается на работе экипажей, падает спрос на речные круизы, снижается рейтинг речного туристического бизнеса и имидж отрасли в целом.
Чтобы преодолеть негативные последствия гибели дизель-электрохода «Булгария» и создать условия для безопасной и безаварийной эксплуатации судов, Совет АСК предлагает всем сторонам, связанным с деятельностью внутреннего водного транспорта следующее.
1. На основании установленных причин гибели дизель-электрохода «Булгария» разработать комплекс мер, направленных на преодоление последствий катастрофы и предупреждение аварийности;
2. Ускорить принятие федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», прошедших первое чтение в Госдуме, в целях создания условий, при которых российские судовладельцы получат стимулы и возможность строительства нового флота на российских верфях, а также повышения ответственности перевозчика перед пассажирами;
3. Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта изменения, предусматривающие обязательную государственную регистрацию договоров аренды судов внутреннего плавания при передаче судна в аренду без экипажа (бербоут-чартер) в целях обеспечения безопасности судоходства;
4. Актуализировать действующую на внутреннем водном транспорте нормативную правовую базу, регулирующую вопросы дисциплины и обеспечения безопасности плавания: «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта», «Устав службы на судах внутреннего водного транспорта», «Правила технической эксплуатации внутреннего водного транспорта», «Правила плавания на внутренних водных путях Российской Федерации»;
5. Ввести на внутреннем водном транспорте обязательную систему управления безопасностью (СУБ) для судоходных компаний. Создать условия для развития саморегулирования на внутреннем водном транспорте при перевозке грузов и пассажиров. Определить особенности правового положения деятельности саморегулируемых организаций (СРО), предусмотрев в качестве основного стандарта СРО систему управления безопасностью судоходной компании;
6. Проанализировать существующую систему взаимодействия органов исполнительной власти в сфере морского и речного транспорта и упорядочить организацию и проведение проверок судоходных компаний организациями, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
7. Создать на внутренних водных путях систему управления движением судов и информационного обеспечения судоходства, предусматривающую согласованную работу всех участников транспортного процесса;
8. Создать на внутренних водных путях государственную аварийно-спасательную службу для осуществления оперативных действий по спасанию людей, судов и имущества, а также ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.
Совет АСК примет все необходимые и возможные меры для повышения уровня безопасности судоходства и мореплавания и призывает судоходные компании России поддержать усилия ассоциации.