До самого начала 15 века на Руси не встречается механических часов. Поэтому, когда в 1404 г. великий князь Московский Василий Дмитриевич задумал иметь у себя часы, они выглядели диковиной.
Создателем часов стал ученый афонский монах Лазарь Сербин (из Сербии). Часы, созданные Лазарем, были водружены умелыми московскими мастерами на самом видном месте одной из башенок белокаменного Кремля, недалеко от того места, где сейчас находится Благовещенский собор. Это были единственные тогда во всей Руси башенные часы. Лазарь Сербин изготовил часы с механической фигурой человека, который каждый час ударял. Часы тогда назывались «часомер» по аналогии с хронометром. Так что уже тогда велась борьба за русский язык. Постепенно башенные часы заполняли Россию, в основном западные . В свое время их больше всего было в Петербурге. Но как могут русские, тем более уральские левши, не создать свои часы?
Представленный в РХЦ «Старая деревня» Государственного Эрмитажа после завершения реставрации механизм башенных часов был изготовлен в 1827 году на Пожевском (Пожанском) чугунолитейном и железоделательном заводе, который был основан в 1754 году на западном Урале, на берегу реки Камы (у селения Пожва, в 170 километрах к северу от города Перми), графом Николаем Григорьевичем Строгановым. В 1796 г. владельцем предприятия стал В. А. Всеволожский, предприниматель, любитель и покровитель искусств. С его именем связан период расцвета Пожвинского завода: в 1813 г. здесь была запущена крупнейшая в Европе доменная печь, а в 1814 г. были построены первые на Урале паровые машины. На Пожвинском заводе изготавливали и башенные часы, отличавшиеся сложным устройством и высоким качеством исполнения. Оно определялось в том числе и особыми свойствами железа местной выделки.
Часы были изготовлены для демонстрации на Всероссийской выставке. На этих часах, как в пазле, можно было менять конфигурацию.
Они никогда не использовались по прямому назначению — то есть не устанавливались на стационарной месте. Аналогичные часы этого завода когда то стояли на Преображенском соборе Петербурга, но позднее были заменены. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Сегодня почти 200-летние часы возвращены к жизни, и теперь будут встречать перезвоном своих колоколов посетителей в фойе Фондохранилища Государственного Эрмитаж
Экспонируемый экземпляр поступил в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа из коллекции Историко-бытового отдела Государственного Русского музея в 1941 году.
Механизм представляемых башенных часов отличается усложненной конструкцией и характеризуется очень высоким качеством обработки поверхностей деталей — как рамы, так, и прочих составных частей. Он имеет гиревой привод и маятниковый регулятор. На линзе маятника выгравировано: «Пожевскаго В.А.Всеволожскаго въ Перми 1827». Кстати, в Перми в музее сохранился ещё один часовой механизм предприятия.
Последняя до сегодняшнего дня реставрация была проведена в 1924 году. Сегодня самое интересное — сам механизм, поскольку остальное — позднейшие доработки реставраторов. Но это так здорово — начало экскурсий в РХЦ можно сверять теперь по этим часам с боем.
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова