Женщины в русском искусстве

Роль женщины в искусстве – это особая, важная и волнующая тема, которая вызывает неизменный интерес. Музы, сподвижницы, создательницы и соперницы, вдохновляющие на шедевры и меняющие законы искусства – всё это можно сказать о героинях выставки «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве», которая проходит в Палаццо Реале (Милан).

В преддверии Международного женского дня Русский музей напоминает о выставочным проекте, представляющим русское искусство через образы женщин и их творчество. Выставка состоит из двух частей – работы, посвященные женщинам, и работы, созданные женщинами. Среди знаменитых авторов – Дмитрий Левицкий, Алексей Венецианов, Борис Кустодиев, Константин Маковский, Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Вера Мухина, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Александра Экстер, Зинаида Серебрякова, Софья Дымшиц-Толстая и другие. Предлагаем познакомиться с этой вдохновляющей темой и шедеврами, представленными на выставке в Милане.  

Одна из самых знаменитых работ Михаила Нестерова была написана на родине художника в Уфе. Стройная девушка в амазонке, любимая дочь художника Ольга, запечатлена во время вечерней прогулки. Любопытно, что этюды для портрета дочери художник писал в своем саду, но фоном для картины выбрал более драматичный и контрастный пейзаж реки Белой. Ольга отличалась слабым здоровьем, во время создания портрета она находилась на лечении – девушке предстояла сложная операция. Наверное, поэтому её образ кажется таким хрупким и немного печальным. Художник, переживавший из-за дочери, стремился запечатлеть её красоту и молодость. Правда, заканчивать портрет Нестерову пришлось уже в Киеве, а в отсутствии дочери моделью для художника стала его жена. Ольга пережила операцию и поправилась, впоследствии продолжив дело отца – она мастерски вышивала шелком. Девушкевыпала непростая судьба – она пережила расстрел мужа и заключение в лагере, из которого вышла калекой. Однако в истории живописи дочь Нестерова осталась загадочной незнакомкой в красной шляпке, задумчиво остановившейся на берегу реки. Увидеть изображение Ольги можно и на известной картине Нестерова «Святая Русь», которая также находится в коллекцииРусского музея. Там дочь художника представлена в образе больной девушки, которую ведут под руки две женщины (предположительно, мать и сестра художника).

Очаровательный портрет жены художника является одним из наиболее узнаваемых произведений Константина Маковского. История работы по-домашнему уютна и мила: Юлия Маковская, раздосадованная тем, что муж, увлеченный работой в мастерской, не обращает на нее внимания, обиженно уселась в кресло и принялась разрезать страницы книги специальным ножом. Маковский, встревоженный шумом, обернулся и был поражен красотой жены и гармонией композиции. Немедленно принявшись за создание портрета, художник всего за три сеанса создал непринужденный и чувственный образ изящной женщины в красном одеянии. Юлия была любящей женой, музой художника и матерью его детей. Их история началась на балу в Морском корпусе - Маковский был покорен красотой ещё совсем юной девушки и вскоре сделал её предложение. Супруги некоторое время жили в Париже, и там к ним в гости нередко заглядывал Тургенев. Вернувшись в Петербург, Маковские устраивали музыкальные вечера и светские приёмы, так называемые «вторники», которые посещали известные музыканты, художники и интеллектуалы. Идиллия закончилась, когда художник всерьез увлекся Марией Матавтиной. Однако и после развода Юлия Павловна продолжила организацию знаменитых «вторников», с любовью заботилась о детях и внуках. После революции женщина с семьей уехала во Францию, где прожила долгую жизнь – она умерла в 95 лет.

Картина «Работница» написана в период, ставший переломным для художника: он начал возвращаться к форме традиционного портрета, к человеческому лицу как таковому. Чёрный квадрат, без которого сложно представить творчество художника, нашел свое воплощение и в этом произведении, став фоном для яркого и монументального изображения женщины. «Работница» – это образ перерожденного новым временем человека, усредненное изображение, у которого нет определенного прототипа. В последние годы жизни Малевич работал над несколькими циклами монументального характера, в том числе над проектом «Социалистический город». Не исключено, что художник искал способ в цикле живописных полотен или росписей выразить некий универсальный образ общества, состоящего из персонажей разных социальных слоев (рабочие, крестьяне, интеллигенция). Но, в отличие от художников, принявших программу социалистического реализма, Малевич надеялся остаться в рамках своего художественного мировоззрения и стиля.Можно предположить, что «Работница», совмещающая в себе черты супрематизма и традиций итальянского Ренессанса, могла быть создана или как этюд для задуманного художником проекта, или возникла в результате размышлений над ним.  

Софья Дымшиц-Толстая – одна из самых ярких художниц эпохи авангарда. Смелая, образованная, готовая к экспериментам, она работала в разных жанрах и техниках, общалась с талантливыми и известными творцами своего времени, с легкостью принималась за новые проекты – от создания памятников до участия в организации московской коллегии по делам ИЗО при Наркомпросе и организации музеев. Дымшиц-Толстая была возлюбленной и музой Алексея Толстого, который посвятил ей серию стихотворений. Она сотрудничала с Владимиром Татлиным, став для него секретарем и помощницей. Впоследствии Дымшиц-Толстая заведовала художественными отделами журналов «Работница» и «Крестьянка», возможно, именно это обусловило интерес художницы к образу новой советской женщины-труженицы. Она создала целый ряд портретов «новых женщин»: агитаторов, ударников, колхозных общественных деятелей. Такой была и Евдокия Федотова, запечатленная на прекрасном портрете работы Дымшиц-Толстой. Федотова работалазаведующей машинно-тракторной станцией колхоза «Возрождение» в Ленинградской области. Художницу восхитил ум и сила воли женщины, преданной своему делу. Так, Федотова даже попросила Софью Дымшиц-Толстую изобразить её на портрете обязательно со стенограммойII съезда колхозников-ударников.Второй съезд состоялся в Москве 11-17 февраля 1935 года, на немприсутствовали делегаты из всех краев, областей и национальных республик. Во время съезда Евдокия Федотова познакомилась с целым рядом видных государственных деятелей. В их числе был и Иосиф Сталин. Момент общения вождя с простой колхозницей Евдокией Федотовой изображен на другой картине из коллекции Русского музея – это работа Григория Шегаля «Вождь, учитель и друг (И. В. Сталин в президиуме II Съезда колхозников-ударников в феврале 1935 года)».

У Зинаиды Серебряковой в начале 1920-х годов вышел целый цикл картин, связанных с жизнью примерочных и балетных уборных. Тема эта была ей интересна в том числе и потому, что старшая дочь Татьяна (Тата) в 1921 году поступила учиться в хореографическое училище Петроградского академического театра оперы и балета.Семья Серебряковых любила бывать на спектаклях, проходивших на сцене бывшего Мариинского театра, а благодаря дяде, Александру Бенуа, который в этот период был сценографом и членом дирекции театра, художнице удалось получить разрешение бывать за кулисами и посещать артистические уборные. На протяжении трех лет каждую неделю вдохновленная Серебрякова приходила в уборные, где делала многочисленные наброски одевающихся и гримирующихся перед выходом на сцену танцовщиц. Чтобы не утомлять их долгим позированием, художница купила балетный костюм (пачку, корсаж, туфли, трико) и нередко сама позировала себе перед зеркалом.
В картине «Балетная уборная. Снежинки» автор сосредоточила внимание на пластической красоте совершенных форм юных балерин кордебалета. Произведение мастерски передает атмосферу всеобщего оживления и радостного ожидания, которая обычно бывает перед началом спектакля.

Сентиментальное, легкое и красочное произведение Бориса Кустодиева «Сирень» написано в разгар весны 1906 года. Счастливый семьянин запечатлел на картине любимую супругу Юлию Евстафьевну и маленькую дочку Ирину на фоне кустов сирени, растущей возле дома. Мастер искал новые колористические решения и, ежедневно наблюдая за прогулками семьи на природе, решил написать подобный нетривиальный сюжет. Яркие лучи солнца мягко освещают силуэт молодой жены Кустодиева, одетой в пышное белое платье, подчеркивающее ее прекрасную фигуру. Художник удачно передал атмосферу теплого и яркого дня в свете и цвете красок полотна и тонко отразил душевное спокойствие и равновесие, витающее в воздухе.
Картину лишь условно можно отнести к портретному жанру: пейзажная часть занимает большую изображения, чем мать и ребенок - полноправной героиней полотна становится  расцветающая пышная, молодая красавица-сирень.
 

Во второе десятилетие ХХ века страна переживала кардинальные изменения, коснулись они, конечно, и сферы культуры: теперь произведения искусства должны были раскрывать новую идеологию, а художники изображать на полотнах героев наступившего времени -  социалистического человека. Такими персонажами становятся у Александра Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами. Автор применил характерный для фотографии и кино принцип монтажной композиции: фигуры ткачих будто бы противопоставляются заднему плану картины. Объемные, изображенные в сложных ракурсах, они выделяются на фоне графически четкого рисунка деталей фабричного оборудования, что придает композиции особую динамику. По задумке Дейнеки, главное качество написанных на холсте девушек -  чувство свободы и достоинства.

Александр Самохвалов изобразил юную современницу в «одежде времени» - недорого стоящей, изящно облегающей фигуру футболке. «Её облик - простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека - участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни…», - вспоминает сам автор в книге «Мой творческий путь». Основной посыл работы – стремление передать ведущую в предвоенное десятилетие время идею равенства, утверждающую, что молодая, только-только вступающая в «большую жизнь» девушка может справиться с возложенными на нее новыми, ранее считавшимися совершенно не женскими задачами. В первую очередь, именно благодаря спорту.
Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве. На «Экспо» во французской столице героиню называли «советской Джокондой». На картине изображена учительница-активистка Евгения Адамова

Фото Пресс-служба ГРМ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».