25 октября состоялось укрытие скульптур Летнего сада на зимний период. Специалисты музея обернули скульптуры хлопковой тканью, после чего их накрыли деревянными футлярами, созданными по специальной технологии.
Традиция закрывать скульптуры зародилась ещё во времена Анны Иоанновны – тогда статуи оборачивали холстом. В 20-е годы XIX века скульптор Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры, которые более надежно сохраняли скульптуру. Этот принцип применяется и сегодня.
В 1941 году деревянные щиты для зимнего хранения скульптуры Летнего сада использовали для укрытия скульптуры в земле. Стенки ямы, выкопанной для укрытия скульптуры, обкладывали щитами, затем туда насыпался песок, и помещалась скульптура. Сверху укладывался ещё один щит. В таких укрытиях скульптуры провели всю блокаду. Это помогло сохранить уникальную мраморную скульптуру Летнего сада во время войны. Весной 1945 года скульптуру извлекли из укрытий и установили в Летнем саду.
Ранее хранители и реставраторы Государственного Русского музея рассказали о том, как необходимо укрывать на зиму скульптуры в Летнем саду. Мероприятие состоялось в рамках профессиональных мастер-классов программы «Наставничество», которая стала частью фестиваля «Друзья Петербурга», организованного ПАО «Газпром» при поддержке КГИОП.
Заведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры Алексей Баруздин объяснил, почему в холодное время года важно прятать статуи под хлопчатобумажной тканью и защитными деревянными коробами. Реставратор напомнил, что на сегодняшний день большинство скульптур в Летнем саду – копии: оригиналы во время масштабной реставрации были вместе с постаментами вывезены в Инженерный замок для чистки и консервации. Однако речь идет о копиях столь высокого качества, что отличить их от подлинников не всегда способен даже глаз специалиста.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник Русского музея, хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова показала участникам мероприятия подлинную статую Вакха со сложной судьбой. Она была куплена в годы правления Петра I, установлена в зале Грота, а после того как зал разобрали, затерялась. В 1974 году ее обнаружили в ходе изысканий, но спустя несколько лет она пострадала при пожаре. Теперь скульптура хранится в запасниках и представляет собой яркий пример мраморных изваяний, которых не пощадило время.
Фото Пресс-служба ГРМ