Сейчас в Золотое кольцо входят Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польский, Палех, Шуя, а также Углич, Кострома, Ярославль, Плес, Сергиев-Посад, Переславль Залесский и Ростов Великий. Нижегородские власти предложили включить в кольцо еще Балахну и Городец. Для повышения туристической привлекательности этих городов планируется реализовать целый комплекс мероприятий. Министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза сообщил, что в Балахне в ближайшее время будут построены набережная и современная гостиница. Также в планах строительство музея-усадьбы с подворьем эпохи Минина и Пожарского – «Мининская слобода». Реализовать проект начнут уже в этом году, завершить его планируют за три-четыре года.
Идеи расширить Золотое кольцо возникают с определенной периодичностью. Пять лет назад, например, та же Нижегородская область предлагала объединить под популярным брендом Большое Болдино, Дивеево и Арзамас. Туроператоры в подобных предложениях не видят ничего плохого. «Включение новых городов может существенно расширить возможности привычных маршрутов», – считает заместитель генерального директора компании «Солвекс трэвэл» Людмила Сысойкина. По ее словам, инфраструктура Городца, знаменитого своими народными промыслами, уже сегодня готова принимать большое количество туристов.
Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, напротив, уверен, что для туристов вообще не играет роли – входит город в состав Золотого кольца или нет: «Если город хочет продвинуться как туристический центр, не обязательно уходить под «защиту» какого-то крупного бренда. Этот путь может быть бесперспективным. При этом есть замечательные примеры Мышкина и Углича, которые продвинулись благодаря своим собственным идеям, которые нравятся туристам. С них стоит брать пример».
Однако туроператоры едины в том, что серьезным препятствием для туризма может стать транспортная доступность Балахны и Городца. «Золотое кольцо – это, в основном, автобусные туры. Если не будет хороших дорог, вряд ли кто-то захочем возить туда свои группы», – отмечает г-жа Сысойкина.
На извечную российскую проблему обращает внимание и директор российского отдела компании «Ванд Интернешнл Тур» Ирина Астахова. По ее мнению, рискованно ехать с туристами на дальние расстояния, если трасса не обеспечена соответствующей инфраструктурой – туалетами, кафе и так далее. «Туристы, путешествующие по Золотому кольцу, предпочитают короткие маршруты выходного дня. Любые трудности в пути увеличивают продолжительность тура, люди теряют время, а значит и интерес к поездке», – говорит собеседница RATA-news.
Еще в начале года туроператоры отмечали заметный спад интереса к путешествиям по Золотому кольцу. Спрос подтянулся только к июлю. Сейчас в среднем по рынку он на 10% превышает прошлогодние показатели.