Звуковые пути Александра Радвиловича: Открытие цикла концертов к 70-летию композитора

В Петербурге живёт композитор, благодаря которому северная столица дышит обжигающей свежестью новой музыки всего мира. 36 лет назад этот неутомимый энтузиаст основал в родном городе международный фестиваль «Звуковые пути» — открыл слушателям окно в неизвестную и притягательную, непростую, полемичную музыку других стран: музыку, создаваемую здесь и сейчас, современную, актуальную. 

После запуска фестиваля основатель бессменно руководил им 33 года.

Этот преданный музыке человек — лауреат международных конкурсов и обладатель Премии Правительства Санкт-Петербурга. Он ведёт в Петербургской консерватории специальный класс композиции и другие предметы.

Его зовут Александр Радвилович. 28 февраля 2025 года ему исполняется 70 лет.

25 февраля, 19.00 Малый зал филармонии (Невский пр., 30)

 

Юбилейный авторский вечер

«ЗВУКОВЫЕ ПУТИ АЛЕКСАНДРА РАДВИЛОВИЧА»

Открытие цикла концертов к 70-летию композитора

 25 февраля в Петербурге на сцене Малого зала филармонии откроется юбилейный цикл концертов, который будет проходить на разных концертных площадках до конца мая.

 

Концерты в честь композитора Александра Радвиловича пройдут в Московской, Петербургской и Римской консерваториях, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Академической капелле, Доме композиторов Санкт-Петербурга и даже в Детской музыкальной школе им. Глазунова, где будущий профессор делал свои первые шаги в мир музыки.

Гости программ услышат сочинения Радвиловича-студента и Радвиловича-мастера, от самых первых опытов до самых горячих новинок.

 

Авторский вечер «Звуковые пути Александра Радвиловича» в Малом зале филармонии (25 февраля) станет центральным событием серии юбилейных концертов.

Первое отделение отдано инструментальной музыке: прозвучат Камерная симфония «Пушкин» в пяти эпиграфах и кантата «Сияние тьмы» на стихи Тристана Тцара. Ансамблем Consort ArtAeternA продирижирует Федор Леднёв.

В программу второго отделения вошли хоровые сочинения, давно любимые публикой. Это опера-пикколо «Давай писать сказку» на тексты Хармса и полные юмора Три хора на бис. Завершит концерт премьера «Гимна музыке». Его исполнит сводный хор, в котором сольются вместе голоса хоровой студии «Перезвоны», камерного хора «Петербургские серенады» и Концертного хора Института культуры.

 

Чуть ранее, 13 февраля, юбилейный концерт состоится в столице, в Рахманиновском зале Московской консерватории. Московские музыканты включили в программу не только сочинения самого юбиляра, но и музыку его любимых композиторов — Арнольда Шенберга, Лучано Берио, Пьера Булеза и Сергея Слонимского — наставника Радвиловича.

Цикл продолжится двумя концертными «Посвящениями»: прозвучат сочинения, которые композитор адресовал своим коллегам и друзьям, а также музыка, посвященная другими авторами юбиляру. Программы пройдут в Петербургской консерватории (10 марта) и петербургском Доме композиторов (13 мая).

Важным событием станет исполнение страстей «Иуда», вдохновлённых апокрифами. Здесь Иуда — любимый ученик Христа, предающий своего Учителя по его же воле. Драматическое повествование концентрируется на трагической судьбе Иуды, предсказанной Христом. 23 марта на сцене Большого зала Петербургской филармонии Страсти прозвучат в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, Хора Петербургской консерватории и солистов — Александра Тимченко (Иуда), Ивана Васильева (Иисус) и Петра Мигунова (Евангелист). За дирижерский пульт встанет Федор Леднёв, а представит произведение музыковед Ярослав Тимофеев.

Два концерта будут обращены к детям. 30 марта в Большом зале филармонии состоится первый концерт: мальчишки и девчонки, а также их родители услышат «Невероятные истории» для чтеца и оркестра, сказки Биссета прочтёт Анна Михалкова. В программу включены созданные Радвиловичем оркестровые версии русской фортепианной классики: «Сказки старой бабушки» Прокофьева и «Детский альбом» Чайковского. На сцену выйдет Заслуженный коллектив республики Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Петра Максимова.

Вторая встреча с юной аудиторией пройдет в Детской музыкальной школе им А. К. Глазунова 10 апреля. «Галоши счастья» и другие музыкальные сказки Александра Радвиловича исполнят учащиеся и педагоги школы, 70 лет назад основанной отцом композитора. 

Несколько сочинений юбиляра включены в программы майских музыкальных фестивалей. В Концертном зале Мариинского театра на фестивале reMusik будет исполнена кантата «Из времен Рюрика», на «Музыкальной весне» в зале Академической капеллы прозвучат оркестровые «Траурно-триумфальные фанфары» памяти жертв Второй мировой войны, а на итальянском фестивале Master in Sonic Art в зале Эннио Морриконе Римской консерватории состоится премьера новейшего сочинения юбиляра «О, этот мир!»

Александр Радвилович окончил Ленинградскую консерваторию по классу Сергея Михайловича Слонимского. Жажда знаний влекла его путешествовать и учиться дальше: он поехал за рубеж и стажировался у Витольда Лютославского, Брайана Фёрнихоу, Тона де Леу, Луи Андриссена, Пауля-Хайнца Диттриха.

Радвилович не просто создал фестиваль «Звуковые пути»: он стремился выстроить музыкальные мосты, соединяющие Россию и другие страны. И с начала 1990-х годов композитор начал активно гастролировать: выступал как пианист, читал лекции в российских и зарубежных консерваториях и университетах, давал мастер-курсы не только в родной стране, но и в Великобритании, Германии, Китае, Монголии, Нидерландах, Северной Македонии, США, Украине.

Радвилович стал первым российским композитором, приглашённым преподавать в Дармштадт: знаменитые летние курсы новой музыки прошли с его участием в 1992 и в 1994 году. В разное время семинары на этом форуме вели Пьер Булез, Луиджи Ноно, Лучано Берио, Карлхайнц Штокхаузен.

В России Александр Радвилович работает в жюри престижных композиторских конкурсов: Рахманиновский конкурс в Москве и Петербургский Конкурс имени Андрея Петрова не обходятся без его постоянного участия.

 

Творчество композитора знают и ценят не только на родине. Его сочинения звучат почти во всех странах Европы, исполняются в США.

Особенный отклик у любителей музыки находят пронзительная в своей насущности опера «Такая жизнь» на тексты Даниила Хармса, «Музыка на уход души» и «Траурно-триумфальные фанфары» для оркестра, «Ленинградские песни» для хора, задорный вокальный цикл «Перевёрнутый мир».

Музыку Радвиловича знает и любит юная публика. В Большом зале Петербургской филармонии дети всегда с удовольствием слушают его сказки для чтеца с оркестром. Это и «Невероятные истории» по Дональду Биссету и «Галоши счастья» — по Хансу Кристиану Андерсену. 

 

Важнейший источник вдохновения композитора — литература. Русская классика и не только оживает в «ЧеховЪ-симфонии», камерной симфонии «Пушкин», композиции «Мальчик у Христа на ёлке» для струнного квартета, аудио и видео по рассказу Достоевского, юмористической опере-пикколо на тексты Даниила Хармса «Давай писать сказку».

В то же время композитор увлечён древними текстами. Его кантата «Из времен Рюрика» вдохновлена древнерусскими летописями, в страстях «Иуда» осмысливается апокриф IV века, а для хоровых «Египетских песен» автор взял, разумеется, тексты из времён фараонов.

Массив зарубежной литературы нашёл выражение, например, в кантате «Сияние тьмы» на стихи французского сюрреалиста Тристана Тцара и вокальной поэме «Читающий» на стихи Рильке. Литературная основа одного из крупных сочинений Радвиловича — антиутопии «Большой Брат» — цитатный микст Оруэлла, Замятина, Хаксли и Гессе.

Есть у Радвиловича хоровые сочинения, в которых текста нет совсем; но, когда слушаешь его Sinfonia sacra или «Хоры на бис», бессловесность не осознаётся: сама музыка — говорящая. А текстовое поле «Гимна музыке» состоит из одного только слова — «музыка», зато произносится оно на тридцати двух языках!

 

Радвилович любит работу со словом, но «чистую музыку» — инструментальную, оркестровую — вниманием не обделяет. Он автор симфонических поэм «Клаустрофобия» и «Очень страшная музыка», четырёх инструментальных концертов — клавесинного, скрипичного, виолончельного и для английского рожка. У него много музыки для ансамблей разных составов — «Сны Пьеро», «Шоа», «Чумная колонна» и Concertante (эта пара написана для Московского ансамбля современной музыки), цикл De profundis temporum для фортепианного дуэта, Baltic Music для медных духовых, органа и поющей публики.

 

Программа концертов к юбилею композитора

 

13 февраля, четверг, 19:00.

Рахманиновский зал Московской консерватории

Звуковые пути Александра РАДВИЛОВИЧА

 

Радвилович — «Через Стикс» для флейт и ударных

«Чумная колонна» для ансамбля

«Сияние тьмы», камерная кантата на стихи Тцара

Слонимский — Lamento furioso

Шёнберг — Фортепианные пьесы ор. 33

Булез — Derive для ансамбля

Берио — O King для сопрано и ансамбля

 

Екатерина Кичигина (сопрано),

Мона Хаба (фортепиано),

Марина Рубинштейн (флейта)

Ансамбль Студия Новой музыки

Дирижёр — Игорь Дронов

 

25 февраля, вторник, 19:00.

Малый зал Петербургской филармонии

Звуковые пути Александра Радвиловича 

«Сны Пьеро» для ансамбля

«Гибель богов», постлюдия для ансамбля

«Сияние тьмы», кантата на стихи Тцара

«Пушкин», камерная симфония в пяти эпиграфах

«Давай писать сказку», опера-пикколо для двух солистов и хора                              

Три хора на бис: Лесная музыка. Под дождём. Про Нильса и Мартина

Три хора на тексты старинных французских песен

«Ленинградские песни»

«Гимн музыке» Мировая премьера

 

Альфия Хамидуллина (сопрано)

Consort ArtAeternA

Хоровая студия «Перезвоны»

Камерный хор «Петербургские серенады»

Концертный хор Института культуры

Дирижёры – Фёдор Леднёв, Егор Лосев, Лариса Яруцкая, Сергей Екимов

 

10 марта, понедельник, 19:00

Концертный зал Петербургской консерватории, ул. Глинки 2

Александр РАДВИЛОВИЧ

ПОСВЯЩЕНИЯ I

 

Радвилович — De profundis temporum для двух фортепиано  

Рейнхарду Вольшине и Рейнхарду Шмиделю

«Через Стикс» для флейт и ударных Франклину Пюну

Резетдинов — «Беспредельность» для квартета пианистов

Александру Радвиловичу

Слонимский — Минипартита Александру Радвиловичу

Радвилович — «Улыбка классика» Сергею Слонимскому

Композиция для скрипки соло Марианне Бётхер

«Кукушечки, или нежное признание в любви» Людмиле Ковнацкой

«Музыка для троих» Ансамблю «Звуковые пути»

«Перевернутый мир» Борису Васильеву

 

Марья Черникова (сопрано), Валерий Каула (баритон),

Ольга Пивоварова (скрипка), Семен Заборин (клавесин)

Квартет пианистов,

Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра

Санкт-Петербургской филармонии

 

23 марта, воскресенье, 20:00. Большой зал филармонии

Александр Радвилович 

ИУДА

страсти для трех солистов, хора и оркестра

 

Иуда — Александр Тимченко (тенор),

Иисус — Иван Васильев (баритон), Евангелист — Петр Мигунов (бас); 

Хор Санкт-Петербургской консерватории,

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской Филармонии

Дирижёр — Федор Леднев

Ведущий концерта — Ярослав Тимофеев

 

30 марта, воскресенье, 15:00. Большой зал филармонии

ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ

Чайковский — «Детский альбом» в оркестровке А. Радвиловича 

Прокофьев — «Сказки старой бабушки» в оркестровке А. Радвиловича

Радвилович — «Невероятные истории» для чтеца и оркестра.

 

Заслуженный коллектив республики

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии

Дирижёр — Петр Максимов

Ведущая — Анна Михалкова

 

4 апреля, пятница, 18.00

Детская музыкальная школа № 6 им. А. К. Глазунова

Невероятные истории Александра Радвиловича

«Галоши счастья» и другие музыкальные сказки

в исполнении учащихся и преподавателей ДМШ

 

13 мая, вторник, 19:00. Дом композиторов

Александр РАДВИЛОВИЧ

ПОСВЯЩЕНИЯ II

 

Радвилович — «Улыбка классика» Сергею Слонимскому

«Код универсума» Ортвину Штюрмеру

Flamme(r) Эрнсту Хельмуту Фламмеру

«Лабиринт» для двух фортепиано Линде Гроссман и Станиславу Видулину

Заборин — «Взгляд сокола» Александру Радвиловичу

Сайков – «В зеркальных лабиринтах снов» Александру Радвиловичу

Резетдинов — «Беспредельность» для квартета пианистов

Александру Радвиловичу

Слонимский — Минипартита Александру Радвиловичу

Радвилович — «Чумная колонна»

Московскому ансамблю современной музыки

Композиция для скрипки соло Марианне Бётхер

Flautissimo Кэрин Левайн

Concertante Борису Сулейманову

 

Алексей Глазков, Семен Заборин (фортепиано), Квартет пианистов

Московский ансамбль современной музыки

 

23 мая, пятница, 19:00. Концертный зал Мариинского театра

Фестиваль reMusik

Александр Радвилович — «Из времен Рюрика»

кантата для сопрано и ансамбля

 

Ансамбль REPONS

Дирижер – Федор Леднёв

 

28 мая, среда, 19:00 Капелла.

Фестиваль «Музыкальная весна»

Радвилович — «Траурно-триумфальные фанфары» для симфонического оркестра

 

30 мая, пятница 19:00. Римская консерватория, Зал Эннио Морриконе

Master in Sonic Art. CONCERTI DI STUDIO DI PRIMAVERA nona edizione

 

Радвилович — О, этот мир! Мировая премьера

Джанкарло Скиаффини (тромбон), Джузеппе Джулиано (фортепиано)

 

 

Музыку юбиляра исполнят:

 

Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии,

Ансамбль Consort ArtAeternA,

Московский ансамбль современной музыки,

Студия новой музыки Московской консерватории,

Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии,

Ансамбль Repons,

Хор Санкт-Петербургской консерватории, Концертный хор Института культуры Санкт-Петербурга, Камерный хор «Петербургские серенады», Хоровая студия «Перезвоны».

 

Фото Владимира Постнова

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Апрель 9, 2025 - 05:07

Недавно исполнилось 10 лет с того дня, когда нелепая случайность прервала жизненный путь нашего коллеги редактора туристической газеты "Странник" Юрия Степановича Бруева.

 

Апрель 9, 2025 - 03:28

Эпохальная фотосессия, объединяющая игроков, руководство и сотрудников петербургского клуба, состоялась на «Газпром Арене» и продолжила серию мероприятий, посвященных юбилею «Зенита». 

 

Апрель 9, 2025 - 03:23

16 апреля 13.00  - Открытие выставки «Зов о Культуре. К 90-летию Пакта Рериха». Музей-институт семьи Рерихов (В.О., 18-я л., д.1).  

 

Апрель 9, 2025 - 02:49

В настоящее время проблема злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди населения, включая детей и подростков, стоит достаточно остро и продолжает быть актуальной.