Египет отдыхает - революция свое дело сделала: русские теперь предпочитают ему Испанию
По итогам июня 2011 года Египет утратил звание второго после Турции по популярности летнего туристического направления, свидетельствует собранная "Ъ" статистика по выезду соотечественников за рубеж. Это следствие двухмесячного запрета на продажу туров на египетские курорты из-за политических волнений в январе. На уровень прошлого года турпоток может вернутся к ноябрьским праздникам. В июне 2010-го Турцию посетили 578,5 тыс. россиян, Египет — почти 141,3 тыс., а Грецию — около 80 тыс. В этом году тройка лидеров выглядит уже так: Турция — 616 тыс., Испания — 118,3 тыс. и Египет — лишь 111 тыс. (см. таблицу).
Это прямое следствие двухмесячного запрета на продажу туров на египетские курорты. После январских политических волнений в Каире и других городах российские Минспорттуризма и Федеральное агентство по туризму потребовали от операторов с февраля приостановить продажу туров в эту страну. Ограничения были сняты только в апреле, и в результате в том месяце падение турпотока к аналогичному периоду 2010 года составило 65%, в мае — 45%, в июне — 21%. "На уровень прошлого года турпоток вернется к ноябрьским праздникам",— прогнозирует генеральный менеджер туроператора "Пегас Туристик" Анна Подгорная.
Закрытие Египта в феврале—марте негативно повлияло и на туристическую статистику Израиля. Дело в том, что среди посещающих эту страну очень высока доля туристов, которые проводят в Израиле не больше одного дня — к примеру, приезжают на экскурсию из египетского курорта Таба.
В феврале число россиян, чье пребывание в Израиле не превысило одного дня, упало по сравнению с таким же месяцем 2010 года на 90%, до 1,2 тыс. человек, в марте — на 98%, до 0,5 тыс., в апреле — на 76%, до 5,3 тыс., в мае — на 49%, до 12,7 тыс., в июне — на 48%, до 9,5 тыс.
Турция — самое массовое летнее направление — продемонстрировала в этом сезоне скромный прирост российского турпотока: в июне — на 6% к аналогичному периоду 2010 года, до 616 тыс. человек, в июле — на 10%, до почти 587 тыс. И это свидетельствует о балансе спроса и предложения, считают туроператоры. В этом году заявленный объем авиаперевозки на турецкие курорты соответствует реальным потребностям игроков, в результате у них не было необходимости демпинговать, чтобы хоть как-то заполнить свои самолеты, поясняет Виктор Тополкараев, гендиректор НТК "Интурист" (туроператорское подразделение одноименного холдинга). В этом сезоне туроператоры по Турции сработали в плюс, соглашается Анна Подгорная. Гендиректор сети турагентств "Интурист — магазин путешествий" (около 100 собственных офисов) Сергей Толчин отмечает, что в мае—июле усредненная стоимость недельного тура составила чуть больше 30 тыс. руб. с человека, что соответствует аналогичным расценкам прошлого года. Но в этом году, напоминает господин Толчин, в рамках акций раннего бронирования активно шли продажи еще в феврале—апреле, и как раз тогда расценки были явно завышены.
Зато на европейских пляжных направлениях пришлось демпинговать, говорят опрошенные "Ъ" туроператоры. Как и год назад, в этом сезоне из-за традиционного избытка авиаперевозки сильнее всего "горела" Греция, констатировал еще в начале августа президент "Натали Турс" Владимир Воробьев. По его словам, туроператоры "фактически субсидировали отдых своих туристов", продавая турпакеты ниже себестоимости. Данные Греческой национальной туристической организации подтверждают резкое, экономически никак не обоснованное увеличение турпотока из России в самом начале сезона: консульства Греции в РФ выдали россиянам в апреле на 105% больше виз, чем годом ранее, в мае — на 86%. Впрочем, непосредственно летом эти показатели оказались уже все-таки скромнее: в июне рост составил только 22%, в июле — 33%. Возникли в этом году "проблемы", по признанию туроператоров, также с Испанией и Кипром.
В этой связи показательны действия оператора "Мегаполюс Турс", с 2007 года принадлежащего швейцарскому концерну Kuoni. Еще в апреле компания, специализирующая в том числе на турах в Грецию и Хорватию, объявила, что отказывается от всех своих чартерных программ, поскольку они "предполагают недостаточный уровень рентабельности для покрытия соответствующих операционных расходов в связи с жесткой ценовой конкуренцией". Сейчас "Мегаполюс Турс" занимается только индивидуальным и корпоративным туризмом.