29 марта исполняется 120 лет со дня рождения Анатолия Владимировича Трескина (1905-1986) – выдающегося ленинградского художника-реставратора, сыгравшего важнейшую роль в послевоенном восстановлении Павловского дворца.
Анатолий Владимирович родился в Петербурге. Поступив в художественно-промышленный техникум при ВХУТЕМАСе, как тогда именовалась Академия художеств, он учился у таких видных мастеров, как В.А. Кузнецов, В.Н. Кучумов, Д.И. Киплик. Трескин закончил техникум в 1928 году как художник-монументалист. Молодой живописец быстро становится известен как автор целого ряда значимых для Ленинграда 1930-х годов работ, среди которых выделяется роспись залов Аничкова дворца: в 1935-1937 годы здание приспосабливали под Дворец пионеров и школьников. Однако уже тогда, параллельно с творческой работой, он приходит в реставрацию. Еще будучи студентом, А.В. Трескин участвует в работах по консервации живописного плафона Малого зала Консерватории. В 1930-е годы он активно работает в бригаде видного ленинградского реставратора В.С. Щербакова, занимается монументальными росписями Юсуповского, Шуваловского, Строгановского дворцов. Тогда же он впервые приходит как реставратор в Павловск, еще не подозревая, насколько тесно окажется в дальнейшем связан с этим дворцом. По приглашению профессора Д.И. Киплика он участвует в реставрации фресок Галереи Гонзаго.
Войну Трескин встретил на базе Ханко, где с 1940 года трудился в качестве художника Политуправления Краснознаменного Балтийского флота. Подготовка агитационных плакатов, листовок, открыток, наружное оформление праздников и маскировка объектов – все это входило в его обязанности. Вместе с гарнизоном базы художник пережил самые трудные первые месяцы войны, а в ноябре проделал опасный морской переход в осажденный Ленинград. Здесь он провел всю блокаду, создав целую живописную галерею портретов героев-балтийцев и серию батальных полотен. За свою работу в годы войны Трескин был награжден боевым орденом Красной Звезды – редчайший случай.
Послевоенный Ленинград, залечивавший блокадные раны, остро нуждался в мастерах реставрационных профессий. С 1946 года реставрация для Трескина стала основной сферой деятельности. Он работает в Эрмитаже, где им восстановлено живописное убранство более 20 залов, в Ораниенбауме (Катальная горка) и Пушкине (Верхняя ванна). Постепенно складывается возглавляемая им бригада, включавшая художников: В.М. Дядюченко, Г.А. Ольшевского, А.А. Морошкина, В.В. Зверева, А.И. Буренина, О.Н. Харламова.
Первым среди пригородных дворцов восстанавливался Павловский дворец. Сюда Трескин и его коллеги приходят по приглашению директора Анны Ивановны Зеленовой в 1955 году. Возрождение утраченной в пожаре 1944 года живописи дворца стало их творческим подвигом. Подобной задачи, предусматривавшей единовременное научно обоснованное восстановление погибших художественных росписей целого комплекса интерьеров, насчитывавшего свыше 30 залов, до того не решал никто и нигде. Художникам совместно с научными сотрудниками музея приходилось разыскивать в архивах документальные данные об исторических росписях – эскизы, обмеры, фотографии, описи, – внимательно изучать манеру письма создавших их мастеров прошлого – Дж. Б. Скотти, Б. Медичи, И.Я. Меттенлейтера, П. Гонзаго – на образцах, сохранившихся в других памятниках, – и стараться воспроизвести технические приемы живописцев XVIII-XIX веков.
В восстановлении Павловского дворца использованы самые разные, в том числе очень редкие, техники живописи – по штукатурке, холсту, натуральному и искусственному мрамору, шелку и стеклу. Грандиозный по размаху художественного замысла и размеру – площадью 400 квадратных метров – многоцветный перспективный плафон Тронного зала, не менее масштабные, но сдержанные по цвету, исполненные в манере гризайль росписи потолков Кавалерского зала и Египетского вестибюля, изящные арабески на мраморных пилястрах Будуара, расписной шелк на стенах Парадной спальни, имитирующий садовый трельяж, виртуозно написанные по искусственному мрамору цветочные орнаменты в Жилых комнатах первого этажа – все эти столь различные по технике и манере исполнения живописные ансамбли были исполнены бригадой Трескина.
В 1957 году для посетителей были открыты первые залы дворца, а к 1970 году завершился основной комплекс работ по воссозданию его интерьеров. По результатам этой титанической работы народный художник РСФСР А.В. Трескин был удостоен Государственной премии РСФСР и золотой медали Академии художеств СССР.
Фото https://pavlovskmuseum.ru