В честь 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха 21 декабря 2024 в Концертном зале Мариинского театра состоится концертное исполнение оперы «Милосердие».
В ее основу легла единственная пьеса художника и философа Николая Рериха, которую он написал после окончания Первой мировой войны в преддверии Октябрьской революции. Ровно через 100 лет, в 2017 году, в содружестве с петербургскими театрами наивное народное действо в семи картинах воссоздали в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов, а теперь пьеса нашла свое отражение и в музыкальном искусстве.
Написанный в духе древних мистерий философский трактат о борьбе знания и невежества за культуру планетарного масштаба претворил в оперное полотно Александр Владимирович Чайковский – советский и российский композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, профессор Московской консерватории, художественный руководитель Московской филармонии.
Музыкальный театр – одна из основных сфер интересов Чайковского. В его операх и балетах сочетаются драматические решения и современные сценические приемы. В инструментальной̆ музыке композитор много работает в жанре концерта, где обнаруживает индивидуальное отношение к солирующему инструменту и его противопоставлению оркестру. В партитуре «Милосердия» композитор усилил лирическую составляющую, создал уникальное, не имеющее аналогов произведение, в котором отражена непоколебимая вера великого гуманиста в торжество разума и света. Композитор подчеркнул, что работа была сложной, но невероятно интересной, а текст пьесы произвёл на него ошеломляющее впечатление.
«Пьеса Рериха очень драматичная, она о войне и о философских проблемах мира. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым на основе пьесы. Для музыкального театра понадобилось добавить лирическую интригу и женские партии, ведь опера не может существовать без женского голоса. Мы вписали историю любви в сложнейший текст Рериха. С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства. Приемы электронной музыки соединяются с атональной, традиционной и даже рок-музыкой», – рассказывает Александр Чайковский.
За пультом симфонического оркестра Мариинского театра один из самых ярких дирижеров современности – Михаил Татарников, музыкальный руководитель и главный дирижер Сибирского Колизея – Новосибирского театра оперы и балета. Дирижер-постановщик опер «Билли Бадд» Бриттена в Михайловском театре (российская премьера), «Демон» Рубинштейна в Большом театре «Лисеу» в Барселоне, «Манон Леско» Пуччини в Берлинской государственной опере, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Парижской опере, «Самсон и Далила» Сен-Санса в концертном исполнении на сцене Театра Елисейских Полей, «Борис Годунов» Мусоргского и «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло, «Князь Игорь» Бородина в Гамбургской государственной опере, «Средство Макропулоса» Яначека в Опере Сан-Франциско. Дирижировал во многих зарубежных театрах, среди которых Ла Скала, Опера Бордо, Баварская государственная опера, «Комише Опер» Берлина, Национальная опера Бергена, австрийский театр «Ан дер Вин», Большой театр (Национальная опера) в Варшаве, Латвийская национальная опера, брюссельский Королевский театр «Ла Монне» и другие.
«Пьеса написана 100 лет назад, но при этом настолько актуальна сейчас, что может вывести многих людей к свету. Такой премьеры давно не было – предстоит сногсшибательное событие», – считает Татарников, дирижер и музыкальный руководитель проекта «Милосердие».
Авторы и продюсеры проекта – руководители Фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. Татьяна Антоновская и Дмитрий Дедух, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
«Стать вдохновителем и участником столь грандиозного проекта – большая честь и колоссальная ответственность для Фонда F.E.S. В год 150-летия выдающегося представителя нашего народа «Милосердие» явится уникальным примером того, как с помощью музыки в судьбе Рериха рождается новое продолжение его философской мысли и сокровенной мечты», – уверен продюсер проекта Дмитрий Дедух.
«Победа над тьмой в битве за справедливость, мир, культуру, свет знания и истинные ценности, мощный рывок человечества в новую жизнь невозможен без высшего водительства, без посланного небом героя и царя духа. Именно он несёт с собой спасение, победу, суровую справедливость и высшее милосердие во имя будущего. “Милосердие” Рериха – об этом», – считает директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.
Мировая премьера оперы «Милосердие» состоялась 18 апреля 2024 года в Москве, на сцене концертного зала «Зарядье», и была приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Как и в столице, в Мариинском театре петербургская премьера оперы Александра Чайковского будет дана в концертном исполнении в сопровождении видеоряда на основе картин Николая Рериха.
В концертном исполнении оперы «Милосердие» принимают участие:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Михаил Татарников
Хор F.E.S. под руководством Артема Хаматнурова
Режиссер Илья Устьянцев
Ассистент режиссера Анастасия Джиоева
Ответственный концертмейстер Анатолий Кузнецов
Действующие лица:
Гайятри, сын Солнца – Борис Степанов, тенор
Елена, девушка-Воин – Евгения Муравьёва, сопрано
Антоний, молодой человек – Глеб Перязев, баритон
Николаус, главный старейшина – Антон Перминов, бас
Давид – Роман Малаканов, тенор
Александер – Юрий Борщёв, баритон
Филарет – Даниил Падерин, бас-баритон
Пауль – Артём Савченко, баритон
Фото mariinsky.ru