29 июня в корпусе Бенуа открывается выставка «Моё я. Автопортрет в собрании Русского музея».
Около двухсот живописных, графических, скульптурных работ, а также объектов видеографики покажут публике сборный портрет художника – вневременной и универсальный. Эволюция жанра – начиная с 18 века и до наших дней – представлена зримо и доходчиво. «Фонтанка» посмотрела, как жизненные истории отразились в «сэлфи», сделанные их героями.
НИКОЛАЙ НЕВРЕВ
Этому художнику не слишком везло при жизни, да и сейчас его картины не очень-то на виду. Между тем Неврев – замечательный портретист, чьи работы отличаются психологизмом и многолпановостью, а также создатель ярких жанровых сцен, по которым можно изучать нравы, бытовавшие в Российской империи в 19 веке: «Просительница», «Увещевание», «Воспитанница».
Фото: предоставлено Государственным Русским музеем
В корпусе Бенуа можно будет увидеть его автопортрет 1863 года, являющийся репликой произведения, созданного пятью годами раньше. Но эта реплика не дословна. Если на предыдущем полотне, хранящемся ныне в Третьяковской галерее, Неврев изображает себя пусть и в романтическом ключе, но простовато, то автопортрету из собрания ГРМ присущи и загадочность, и, если хотите, харизматичность. Перед нами личность привлекательная, страстная и рефлексирующая. К сожалению, обостренные чувства не довели художника до хорошего: будучи не в силах пережить финансовые проблемы и нервное заболевание, Николай Неврев в возрасте 73 лет застрелился.
ИЛЬЯ РЕПИН
Великая просветительница рубежа 19-20 веков и сама отличный мастер-эмальер княгиня Мария Тенишева весьма досадовала на то, что Илья Репин экономил на качестве красок: со временем они темнели, и портреты становились тусклыми и «закопченными». Вполне вероятно, что у Марии Клавдиевны были все основания для недовольства – Илья Ефимович имел обыкновение писать портреты супруги богатого промышленника, анонсируя их как подарки, но в итоге картины неизменно становились товаром. Похоже, что привычка экономить не оставила мастера и во время работы над автопортретом 1878 года: колористика явно не отвечает заявленным в аннотации к картине «уверенности в себе» и «надежде на будущее». Скорее, здесь можно увидеть кризис среднего возраста, но это уже вопрос наблюдательности и жизненного опыта.
Фото: предоставлено Государственным Русским музеем
А вот другой автопортрет – рисунок на почтовой карточке 1923 года – диаметрально противоположен по настроению. На нас глядит сама мудрость, познавшая жизнь, но не спешащая с этой самой жизнью расставаться. Чувствуется спокойная сила и готовность вести диалог с теми, кто придет в мир после. А всего-то – чернильный набросок. На выставке, кстати, посетителей ждет еще третий автопортрет Репина, акварельный.
Фото: предоставлено Государственным Русским музеем
ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА
Автопортрет этой художницы особенный – он сведен к силуэту, помещенному в рабочую обстановку. Так и называется: «Печатанье офорта». Великолепный график, блистательно владевшая техникой эстампа Кругликова вела вполне благополучную жизнь в Париже. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы перед самым началом Первой мировой войны она ни отправилась в поездку по России. Вернуться в свою любимую мастерскую Кругликовой уже было не суждено.
Фото: предоставлено Государственным Русским музеем
Впрочем, на родине, несмотря на все революционные сложности, художнице повезло как на окружение, так и на профессиональное признание. Кругликова жила в окружении таких мастеров своего дела, как Остроумова-Лебедева, Нестеров, Волошин. Ею были запечатлены герои нового времени – от Ленина и Дзержинского до Маяковского и Горького. Саму себя она показала так, как видела и творила – безликой тенью.
ЮРИЙ ЮРКУН
Капризным, холеным, избалованным предстает на своем автопортрете Юрий Юркун, один из самых специфических художников и писателей десятых-тридцатых годов прошлого века. Юношей его вытащил из литовского захолустья писатель Михаил Кузмин, дал ему новое имя и сделал своим любовником. Разумеется, это сразу ввело Юркуна в богемные круги блистательного Санкт-Петербурга, но слава «одного из мальчиков» Кузмина сильно помешала общественному признанию Юркуна как самодостаточного артиста.
Фото: предоставлено Государственным Русским музеем
Внутренний мир Юрия Юркуна был отмечен печатью какой-то неприкаянности, хотя его любили. Это и Кузмин (поэт, добившись свободы для своего друга после массовых арестов 1918 года по делу убитого петроградского чекиста Урицкого, спустя какое-то время поэтически сублимирует свой стресс: Баржи затопили в Кронштадте/ Расстрелян каждый десятый/ Юрочка, Юрочка мой/ Дай Бог, чтоб Вы были восьмой). Это и блистательная Ольга Гильдебрандт-Арбенина – художница и актриса, муза Гумилева и Мандельштама. Ни Кузмину, ни ей счастья отношения с Юркуном не принесли, но они сделали жизнь самого художника гораздо менее трагичной, чем она могла бы быть. Тем не менее, финал оказался печальным: в 1938 году Юркуна расстреливают как вредителя и троцкиста, а в 1946-м беззаветно любящая Ольга, не зная об участи супруга, пишет ему письмо: «Пишу Вам, потому что думаю, что долго не проживу. Я люблю Вас, верила в Вас и ждала Вас много лет. Теперь силы мои иссякли. Я больше не жду нашей встречи. Больше всего хочу я узнать, что Вы живы, и умереть… Вспоминайте меня. Не браните. Я сделала все, что могла… Мама продала пианино и купила для Вас отрез Вашего любимого коричневого оттенка. Я перештопала все Ваши носки и накупила новых целый чемодан…».
ЭЛИЙ БЕЛЮТИН
Очень странная фигура в отечественном искусстве, вся окруженная ореолом непознанности и таинственности – одна только история с его коллекцией шедевров мирового уровня, в 2013 году завещанной России в лице ее президента, чего стоит. Но если знаменитое собрание для широкой общественности остается явлением почти мифическим, то творчество самого Белютина более осязаемо, несмотря на всю его абстрактность.
Фото: предоставлено Государственным Русским музеем
Основатель течения «новая реальность» пережил пик известности в шестидесятые годы прошлого века. Художника тянуло «разобрать» человека на элементы, понять, из чего состоят личность и образ – и представленный на выставке автопортрет полностью отвечает этой концепции, одновременно удивляя своей эстетикой. Глядя на портрет, и не подумаешь, что он создан в конце 90-х – изображение зовет за собой далеко в 60-е, где, собственно, и осталось творчество Белютина.
Выставка продлится до 22 августа.