Согласно данным консалтинговой компании NF GROUP, в России функционируют более 100 аквапарков общей площадью около 1,3 млн кв. м.
В 2024 году был открыт лишь один объект – аквапарк «Псыдунай» в Республике Адыгея. На 2025 год анонсировано открытие трех объектов общей площадью 78,2 тыс. кв. м, один из которых (в Тверской области) может стать крупнейшим крытым аквапарком в России. Также после запуска новых объектов география аквапарков пополнится новыми регионами – Тверской и Владимирской областями. В целом в ближайшее время ключевым драйвером развития рынка аквапарков в России станет господдержка в виде льготного кредитования.
- По итогам 2024 года в России насчитывается более 100 действующих аквапарков общей площадью около 1,3 млн кв. м. В течение года рынок пополнился лишь одним объектом – аквапарком «Псыдунай» в Республике Адыгея. В 2025 году уже состоялось открытие первого анонсированного объекта в Суздале – «Суздаль АКВА» на 9,9 тыс. кв. м. До конца года анонсировано открытие еще двух объектов: в Кирове (Y.E.S, 14 тыс. кв. м) и в Завидово Тверской области, который может стать крупнейшим крытым аквапарком в России (54,3 тыс. кв. м).
- География присутствия аквапарков охватывает 46 регионов во всех восьми федеральных округах России. Наибольшая доля рынка сконцентрирована в регионах Южного федерального округа – 63% по площади и 40% по количеству аквапарков. После запуска новых объектов в 2025 году география пополнится двумя новыми для рынка регионами – Тверской и Владимирской областями.
- Большая часть действующих аквапарков в России сосредоточена в населенных пунктах с численностью населения менее одного миллиона человек – 73% действующих площадей. При этом большинство из них – туристические локации, что позволяет обеспечить аквапаркам необходимый поток посетителей. На города-миллионники и столичные регионы приходится суммарно лишь 27% предложения. Из 16 городов-миллионников России лишь в 10 есть аквапарки (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград, Омск), что свидетельствует о потенциале развития рынка.
- Крытые аквапарки, расположенные преимущественно в крупных городах, в последние годы набирают популярность. Росту интереса к водно-развлекательным комплексам способствуют сразу несколько факторов – это ограничения в поездках на море, и популяризация здорового образа жизни, что, в совокупности с суровыми климатическими условиями большинства регионов России, увеличило потребность в круглогодичных городских курортах. Позиции открытых аквапарков, традиционно являющихся частью курортной инфраструктуры, также усилились за последние годы – в первую очередь на фоне активного развития внутреннего туризма.
- Посещаемость аквапарков в течение последних трех лет стабильно растет, при этом сглаживается сезонность. Пиковые значения посещаемости отмечаются в июле и августе (как следствие каникул и отпусков), а также в январе-феврале, в том числе по причине праздников. В остальные месяцы посещаемость остается довольно стабильной. Исключением выступают южные регионы, где более 90% рынка представлено открытыми сезонными объектами.
- Отличительной особенностью тарифной политики аквапарков является значительное различие между стоимостью взрослого и детского билетов: взрослые тарифы превышают детские в среднем на 40%. Большинство аквапарков предоставляют бесплатное посещение детям младше 3–4 лет. В 2024 году отмечался рост цен на безлимитное посещение крупных крытых аквапарков, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках.
- Открытые аквапарки, начинающие работу, как правило, в апреле-мае, завершают сезон в сентябре-октябре. Отсутствие существенной разницы между тарифами будних и выходных дней обусловлено особенностями летнего сезона, в том числе школьными каникулами, отпусками и пр., что обеспечивает большой приток посетителей в течение всей недели. Смешанные аквапарки, объединяющие как крытые, так и открытые зоны, в зимний период снижают тарифы в среднем на 16% в будние дни и на 12% в выходные, что обусловлено временным закрытием части инфраструктуры.
- С точки зрения девелопмента аквапарки характеризуются достаточно высокими инвестиционными затратами и большими сроками окупаемости ввиду сложности и стоимости оборудования, высоких операционных расходов при эксплуатации. Это усиливает важность государственной поддержки для подобных проектов. Включение круглогодичных аквапарков в программу льготного кредитования стимулирует развитие рынка, увеличивая темпы его качественного и количественного роста. На начало 2025 года современные аквапарки представлены не в каждом крупном городе России, что свидетельствует о потенциале развития сегмента в данных регионах.
- По словам Ольги Широковой, партнера, регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF GROUP, замедление темпов прироста рынка аквапарков, наблюдаемое в последние 5 лет, на первый взгляд, может показаться следствием активного развития термальных комплексов. Однако, несмотря на схожесть развлекательно-рекреационной инфраструктуры, эти форматы нельзя назвать прямыми конкурентами. Термальные комплексы действительно продемонстрировали беспрецедентный рост за последние три года, но ввиду различий концепций, масштабов, целевой аудитории и времени/частоты посещения они являются лишь косвенно связаны друг с другом. Аквапарки – более технически и финансово сложные для реализации объекты. В ближайшие годы основным драйвером развития рынка аквапарков в России станет льготное кредитование, доступное девелоперам при строительстве круглогодичных объектов.
Аквапарки – это крупные водно-развлекательные комплексы для всей семьи, в состав которых входит водная инфраструктура – разнообразные бассейны и горки (три и более). Кроме того, могут быть включены такие элементы как термальная зона, фуд-инфраструктура, зоны отдыха, спа-кабинеты, магазины и пр. Площадь подобных объектов, как правило, составляет не менее 2 000 кв. м.
Фото nfgroup.ru /https://clck.ru/3FmpaA