Верхний сад задумывался еще Петром I как важнейшая часть водоподводящей системы фонтанов Петергофа – именно здесь проходит главная магистраль, питающая фонтаны центральной части Нижнего парка и непосредственно Самсона.
Поводом для начала комплексной научной реставрации стал ряд проблем, связанных с водоподводящей системой фонтанов, дренажно-мелиоративной системой, декоративной составляющей сада. Специфика реставрации Верхнего сада заключалась в уникальности всех его элементов: от форм зеленых насаждений, до малых архитектурных форм.
На встрече с журналистами Роман Ковриков, генеральный директор, отметил: «Сегодня после комплексной научной реставрации возвращается уникальный Верхний сад Петергофа. Уже в 1920-е годы были первые попытки вернуть саду его великолепный регулярный облик, утраченный в XIX веке. В начале XXI века, благодаря Национальному проекту “Культура” и Министерству культуры России, мы смогли осуществить полноценную научную реставрацию. Этому предшествовала огромная подготовительная работа архитекторов, планировщиков, озеленителей. Уникальность реставрации Верхнего сада еще в том, что она велась строго по планам французского инженера Сент-Илера, хранящимся только в Петергофе. И на основе этих планов нам удалось увидеть и вернуть форму буквально каждому дереву и кусту. Это была сложная и масштабная работа, после которой мы увидим не одно научное исследование».
«При раскрытии коллектора нам в первую очередь пришлось сделать дренажно-мелиоративную систему, чтобы осушить территорию, а потом уже приступить к реставрации самого коллектора, где мы увидели большие иловые отложения и негерметичные водоводы. Все полностью было демонтировано и аккуратно отреставрировано. У нас до сих пор есть специалисты, фонтанные мастера и реставраторы, которые обладают технологией исторической чеканки соединения чугунных труб, поэтому мы максимально придерживались этого способа. Сегодня практически все трубы исторические, и совсем незначительная часть поменялась. Восстанавливались и оригинальная кирпичная кладка коллектора, а также фундаменты и чаши фонтанов. После Великой Отечественной войны были, конечно, их точечные разрушения, которые восполнялись. Уже тогда это делали тем же оригинальным кирпичом, который тут и находился», – рассказал Ваган Бабаян, заместитель генерального директора
по техническому обеспечению:
Александр Широков, начальник департамента реставрации, реконструкции
и капитального ремонта, добавил: «В рамках проекта реставрации нам удалось подойти комплексно ко всем работам, которые проводились как над землей, так и под ней. Например, за много лет эксплуатации грунт в саду был заражен, и нам пришлось фактически менять всю площадь сада – мы увозили грунт и меняли на новый, сделали новые набивные покрытия дорожек и газон площадью более 50 000 квадратных метров. Мы отреставрировали и нашу визитную карточку – ограду Верхнего сада, протяженностью более 1 000 метров и состоящую из 154 столбов. Решетки между столбами теперь выполнены из лиственницы, и, надеюсь, прослужат дольше. Как и обновленные трельяжные беседки и галереи берсо. Что касается непосредственно озеленения, то сегодня в Верхнем саду более 8 000 деревьев, около 900 кустарников и многолетних цветов, 38 000 сезонных цветов. При этом все работы выполнялись без остановки фонтанной системы в сезон».
Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению о новой скульптуре Верхнего сада: «Впервые солнечные часы на этом месте, на центральной аллее, мы можем увидеть на аксонометрическом плане Пьера Антуана де Сент-Илера. Если внимательно посмотреть на конфигурацию этого изображения, то становится очевидно, что солнечные часы не ограничивались только этой функцией. Сверху на изображении видна некая конструкция, которая навела на мысль о том, что помимо гномона на солнечных часах был также и флюгер, который показывал направление ветра. Когда мы закрывали Верхний сад на реставрацию и солнечные часы из Петергофа были временно перевезены в Ораниенбаум, мы думали о том, сохранить ли те часы, которые здесь были установлены в 1920-е годы, либо постараться вернуть этому памятнику тот смысл и образ, который он имел в конце XVIII века. Это были долгие дискуссии, несколько реставрационных советов, обсуждений, результатом которых было решение о том, что мы должны воссоздать солнечные часы в соответствии с тем изображением, которое есть на плане Сент-Илера. Аналогов таких солнечных часов с флюгером нам не удалось найти. Поэтому я могу смело сказать, что это единственные солнечные часы с флюгером сегодня, которые находятся на территории Санкт-Петербурга».
Информация для посетителей:
Верхний сад открыт ежедневно с 9:00 до 21:00. Вход в сад бесплатный.
На входе установлены рамки, обеспечивающие безопасность посетителей в саду.
О реставрации и проекте де Сент-Илера:
Реставрационные работы были основаны на экспонатах, хранящемся только в собрании музея-заповедника «Петергоф» — аксонометрических чертежах французского инженера
П. А. де Сент-Илера, составленных в середине 1770-х годов. Именно на них наиболее подробно и полно зафиксирован регулярный облик Верхнего сада периода его расцвета в XVIII столетии. Планы отличаются высокой детализацией: на них видны беседки и фигурно подстриженные деревья в аксонометрической проекции, что позволяет не просто узнать их местоположение и очертания, но увидеть их наглядное, объемное изображение, переданное в трех измерениях.
Ближе к концу XVIII века была прекращена стрижка деревьев, и в XIX столетии Верхний сад постепенно утратил регулярный облик. Первая попытка вернуть саду регулярный вид была предпринята в ходе реставрации 1920-30-х годов под руководством Н. И. Архипова. В основу легли именно аксонометрические планы де Сент-Илера. Тогда был восстановлен открытый центральный партер и поставлена мраморная скульптура.
О водоподводящей системе и коллекторе:
По всей территории Верхнего сада с юга на север под землей проложена система трубопроводов в кирпичном коллекторе (подземная галерея), которые обеспечивают водой фонтаны Верхнего сада и Нижнего парка. За время эксплуатации водоводов фундамент и кирпичная кладка коллектора значительно износились. В первую очередь был отреставрирован исторический коллектор, кирпичная кладка которого за время эксплуатации значительно износилась.
Основной сложностью при реставрации коллекторов и водоводов было проведение работ в летнее время без возможности отключения фонтанов Нижнего парка. Для этого подача воды обеспечивалась по временным трубопроводам. При реставрации чугунных труб коллектора применялась историческая технология: секции соединялись с заполнением стыка сначала смоляным канатом (каболкой) и последующей зачеканкой горячим свинцом. Свинец заливался через глиняную воронку в раструбное соединение, а после остывания остатки дочеканивались вручную.
О мелиоративной системе и ограде:
Особенность территории Верхнего сада заключается в близком (50-70 сантиметров) расположении водоупорного глиняного слоя, из-за которого ливневые воды быстро заполняли всю территорию. Поэтому специалисты провели масштабные работы по ремонту и реставрации дренажно-ливневой и мелиоративной сети, чтобы правильным образом отвести лишнюю влагу. Были также выполнены работы по ремонту и частичной замене колодцев и трубопроводов, прокладке дополнительных дренажных линий, восстановлению мелиоративных каналов по периметру сада.
Ограда Верхнего сада была спроектирована в 1754-1760 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли и значительно пострадала во время Великой Отечественной войны. Состояние ограды, воссозданной в 1957 году, требовало срочных реставрационных мероприятий: отклонение от вертикали 62 из 154 опорных столбов доходило до 30 см. Были проведены работы по выправлению столбов в вертикальное положение, реставрация и усиление фундаментов, укрепление кирпичной кладки, воссоздание штукатурной отделки и лепного декора, замена всех кровельных покрытий, деревянных секций ограды и створок ворот, реставрация Главных ворот на Санкт-Петербургском проспекте.
О парке и зеленых насаждениях:
Чтобы поддержать Верхний сад в рамках исторической регулярной планировки требовалось заменить больные, потерявшие декоративность деревья на молодые. Многие насаждения были поражены заболеваниями: некрозом коры, мучнистой росой и стволовыми гнилями. По проекту реставрации сохранилась большая часть деревьев. Снос насаждений проводился согласно их биологическому состоянию, по архитектуре и соответствию историческому ассортименту или габаритам. Основная порода новых насаждений - это липа мелколистная. Также были высажены ели европейские, ольховые породы, сирень обыкновенная, барбарис обыкновенный, туя западная, яблони, сливы, вишни, ягодные кусты (смородина, крыжовник), лещина. Всего более 7 700 единиц. На сегодняшний день все они имеют максимально приближенные к проекту архитектурные формы и параметры.
В саду появился партер (газон) с периметральной цветочной рабаткой. В основу плана цветочного оформления Верхнего сада легли исторические материалы и литературные издания, посвященные развитию цветоводства и созданию современных тому времени цветников. Специалисты выявили стилистические особенности цветочного оформления соответствующего периода и разработали проектные решения по композиции партеров, колористике и наполнению в соответствии с историческим ассортиментом растений.
О скульптуре:
Научная реставрация скульптуры Верхнего сада началась заблаговременно. С 2014 года было отреставрировано 79 музейных предметов, включая 66 статуй и декоративных элементов. Расположение мраморных и бронзовых скульптур сохранено без изменений.
Скульптурное убранство дополнилось новым уникальным экспонатом – горизонтальными солнечными часами по аналогам XVIII века. Подготовка проекта происходила совместно с историком, мастером солнечных часов, членом Британского общества солнечных часов В. И. Дмитриевым. Непосредственное участие в их изготовлении принимал Петродворцовый Часовой Завод при поддержке Павла Кейв. Солнечные часы Верхнего сада представляют собой мраморный циферблат, на котором установлен гномон с флюгером, выполненный в соответствии с аксонометрическим планом П.А. де Сент-Илера. Это единственные солнечные часы такого типа в Санкт-Петербурге.
Фото Peterhofmuseum.ru