Аквабус держит на плаву юридическая волна

Единственная линия аквабуса может продолжить работу в 2015 году, хотя ранее Смольный декларировал намерение закрыть ее.

Изучая контракт с перевозчиком, чиновники комитета по транспорту пришли к выводу, что в случае досрочного расторжения договора компания «МБС» вправе взыскать с государства серьезную неустойку и для города дешевле будет оплатить ее работу. Договор был составлен таким образом, что совершенно непонятно, когда именно он истекает – в начале или в конце 2015 года.

К настоящему времени от некогда амбициозного проекта эпохи Валентины Матвиенко осталась только одна линия аквабуса, соединяющая станцию метро «Старая Деревня» и Английскую набережную. Запуская ее в мае, в комитете по транспорту заявили, что 2014 год станет последним для городского водного такси. Как говорил тогда глава ведомства Александр Воробьев, Смольный не намерен продлевать контракт с нынешним перевозчиком – компанией «МБС», – который истекает в 2015 году.

Объясняя свое решение, чиновник говорил о том, что аквабус используют в основном туристы, а не горожане. По этой причине комитет по транспорту существенно ужесточил условия работы перевозчика в этом году. В отличие от практики предыдущих лет, ведомство субсидирует только перевозки буднего дня: предполагается, что с понедельника по пятницу часть пассажиров все-таки пользуются аквабусом для того, чтобы добраться из одной точки Петербурга в другую, а не для увеселительной водной прогулки. В связи с этим тарифы рабочего и выходного дня существенно отличаются: в будние проезд стоит 170 рублей (до площади Ленина – 100), а в субботу и воскресенье – 300 рублей.

Однако, как стало известно «Фонтанке», теперь позиция комитета по транспорту изменилась. Вчитавшись внимательнее в контракт с компанией «МБС», чиновники обнаружили, что срок его действия может быть расценен двояко. Дословно в нем указано следующее: «Настоящий договор вступает в силу с 12 апреля 2010 года и действует в течение пяти лет до 31 ноября 2015 года». В этой фразе есть определенное противоречие: пять лет истекают в апреле 2015 года, а не в ноябре. При этом навигация длится в Петербурге с апреля по конец октября. Исходя из этого, в 2014 году «МБС» работает уже пятую навигацию, однако договор в его нынешнем виде формально позволяет перевозчику выйти на линию и в шестой раз.

Контракт был составлен еще в комитете по транспортно-транзитной политике, который перестал существовать с 1 января 2013 года, а его тогдашний руководитель Николай Асаул ныне трудится заместителем министра транспорта. По мнению юриста корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и партнеры» Максима Али, в данном случае в договоре явно присутствует противоречие, которое «может быть использовано как аргумент к окончанию отношений между сторонами в апреле 2015 года». Если же дело дойдет до суда, то там предстоит выяснить, что в действительности подразумевали стороны, заключая этот договор. «Стороны смогут обосновать свою позицию перепиской, переговорами, а также сложившейся практикой отношений. Иными словами, многое будет зависеть от фактических намерений сторон при заключении контракта и возможности их подтверждения доказательствами», – считает эксперт.

В комитете по транспорту говорят, что окончательного решения о работе линии аквабуса в 2015 году пока не принято, а юристы еще анализируют контракт с «МБС». Впрочем, глава ведомства Александр Воробьев, выступая 6 августа на заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа, не исключил, что линия все же продолжит работу в 2015 году, а городская казна выделит перевозчику субсидию. В 2014 году ее размер составит 28,5 млн рублей. Возможный объем ассигнований на 2015 год чиновники пока не называют, но в проекте бюджета на 2015 – 2016 годы, который является приложением к действующему бюджету, была заложена сумма в 15 млн рублей.

Собеседники «Фонтанки» в Смольном отмечают: в том случае, если юристы посчитают, что «МБС» успешно оспорит расторжение контракта в суде, то субсидия будет наименьшим из всех зол. Ведь в противном случае перевозчик может взыскать неустойку на упущенную выгоду и плату за хранение судов в зимний период. Отметим, что в настоящее время флот «МБС» насчитывает 9 судов (восемь пассажировместимостью в 12 человек и один – 30 человек).

Напомним, что проект городского водного аквабуса начали развивать при губернаторе Валентине Матвиенко. В 2010 – 2012 годах в городе работали четыре линии: Приморская («Старая Деревня» – Английская набережная), Центральная (Университетская набережная – Свердловская набережная), Невская (Рыбацкое – центр), а также Курортная (площадь Ленина – Кронштадт). Размер субсидии был в несколько раз выше, чем сейчас (так, в 2011 году перевозчики получили 130 млн рублей). Однако при Георгии Полтавченко чиновники стали активно критиковать проект за то, что его услугами пользуются туристы, а не горожане. Добавились и проблемы с перевозчиками.

В 2012 году комитет по транспорту поссорился с компанией «Интер яхт сервис», которая обслуживала Центральную и Невскую линии и осталась недовольна изменением порядка начисления субсидии. Чуть позже обанкротилась компания «Русские круизы», которая работала на Курортном направлении. В итоге из всех перевозчиков в проекте осталась только фирма «МБС», которая, похоже, намерена доработать свой контракт до конца. Вопрос только в том, когда он истекает.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Транспорт»

Декабрь 27, 2024 - 10:30

В связи с проведением праздничных мероприятий, посвященных Новому году, вводятся временные ограничения в движение транспорта.

 

Декабрь 25, 2024 - 22:22

В период с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года метрополитен, городской и пригородный пассажирский транспорт будут работать по графикам воскресенья за исключением новогодней и рождественской ночей.

 

Декабрь 23, 2024 - 03:16

В эту пятницу аэропорт встретил особенного гостя — самого Деда Мороза! Он отправится по городам России, чтобы из каждого взять с собой памятный сувенир.

 

Декабрь 19, 2024 - 05:11

«Россия» (Группа Аэрофлот) совершила настоящий ароматический прорыв, став первой российской авиакомпанией, разработавшей собственный аромат.