«... В этом мире нет ничего, в чем можно было бы быть уверенным, кроме смерти и налогов», писал 235 лет назад Бенджамин Франклин своему другу Жану Батисту Лерою.
Поэтому сегодня о налогах.
Уже большинство средств массовой информации опубликовали мнения и комментарии о вводимом с 1 января 2025 года туристическом налоге — своеобразном результате, проводимого в 4 регионах России эксперимента по взиманию курортного сбора.
Напомню ключевые особенности этого курортного сбора:
• Плательщик — турист;
• Сумма — фиксированная;
• Цель — денежная компенсация антропогенного влияния туристов на территорию и развитие / создание/ реновацию туристической инфраструктуры.
Смысл в такой цели есть — количество гостей в популярных локациях в сезон может в десятки раз превышать количество постоянных жителей, что приводит к непомерной нагрузке на жилищно-коммунальной хозяйство, дороги и, разумеется, на точки показа.
Финансовые результаты за период эксперимента были не баснословные, но вполне ощутимые для местных бюджетов, и их (результаты, а не бюджеты) можно было пощупать в виде дорожек, скамеек, фонтанов, ремонта музеев и пр.
Соответственно, банальная логика говорила о том, что неплохо было бы распространить эту идею на всю страну, и власти начали обсуждать с бизнес-сообществом варианты реализации этой идеи.
Она, конечно, трансформировалась и варьировалась, но в основе своей оставалась близкой к первоначальной идее некоей фиксированной суммы с туриста или с гостиничного номера, которая «окрашена» и может быть использована именно, подчеркиваю, именно на развитие туристической инфраструктуры.
При определенных дебатах предлагаемые Минэкономразвития варианты туристического сбора все-таки были понятны рынку, и с ними готовы были согласиться.
И вдруг неожиданно появляется законопроект не о туристическом сборе, а о туристическом налоге, который, разумеется, вносится уже в качестве главы в Налоговый кодекс.
В чем разница? В том, что, согласно Налоговому кодексу, поступающие от предприятий и граждан суммы идут в общую налоговую массу и становятся «одноцветными», то есть и НДС, и НДФЛ, и туристический налог — это суммы, поступающие в бюджеты разного уровня и использующиеся на все нужды города, села или региона.
Иначе говоря, это просто дополнительный налог, который никак не повлияет напрямую на развитие туризма.
Не совсем понятно, зачем этот налог называть туристическим — назвали бы честно гостиничным, тем более что плательщиком становится именно гостиница, причем только официальная, то есть классифицированная.
Курортный сбор должны по закону платить все туристы независимо от места из проживания (отель, квартира, гостевой дом, глэмпинг), а туристический налог — только гостиницы.
Угадайте, кого выберет массовый турист — гостиницу, которая добавит минимум 100 рублей к стоимости номера, или квартиру?
Видимо, поэтому в Думу поступил буквально только что законопроект о введении обязательной классификации не только гостиниц, а всех средств размещения, кроме специализированных детских.
Итак, возвращаясь к туристическому налогу:
• Плательщик — гостиница;
• Сумма — проценты от стоимости проживания (предельные суммы от 1% в 2025 году до 5% в 2029 году). Причем минимальная сумма также есть — если рассчитанный процент менее 100 рублей, то платить нужно 100 рублей.
• Цель — формирование дополнительных доходов местных бюджетов.
Понятно, что платить, в результате, будет турист — в виде добавки к стоимости номера, но если 1% как-то отели смогут, наверное, добавить, не потеряв постояльцев, то 5% — уже значимая сумма, а вспомнив о том, что по планам к 2030 году в стране появится не менее 38 000 новых гостиничных номеров, вряд ли отелю удастся поднять цену для компенсации туристического налога. Скорее всего ему придется снижать собственную доходность, которая, как бы это ни казалось обществу со стороны, чрезвычайно низкая, измеряемая единицами процентов.
Это приведет к снижению частоты ремонта и реновации, что, в свою очередь, скажется на качестве предоставляемых услуг.
Но хочется завершить статью на оптимистической ноте, и я ее нашел (причем без иронии и сарказма).
Хорошая новость для муниципалитетов — у них могут появиться дополнительные средства на ремонт детского сада, замену проржавевших труб и тому подобное, что, разумеется, прекрасно и, так или иначе, положительно повлияет на всех местных жителей.
Алексей Мусакин,
управляющий партнер Cronwell Hotels&Resorts,
вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации
Фото buyingbusinesstravel.com.ru