Алтайские туроператоры уверены, что грядущие весенние турвыставки в Москве будут плодотворными.
В прошлом году эффективность участия региона в «Интурмаркете» и MITT, на фоне спада выездного туризма, значительно возросла. В то же время интерес к берлинской выставке ITB у алтайских туроператоров снизился. Участие в ней стало слишком дорогим, эффект – не очевиден, в результате за два года краевая администрация сократила траты на продвижение региона в Германии в 9,5 раз.
Согласно данным сайта о госзакупках, администрация Алтайского края в этом году потратит около 22 млн рублей на презентацию региона на трёх крупнейших весенних туристических выставках. Сумма не учитывает расходов на аренду выставочных площадей – это ещё несколько миллионов сверху. При этом в последние два года бюджет на участие в экспо-мероприятиях сократился на 30,8% - в 2014 году он составлял 31,8 млн рублей. Экономия шла в основном за счёт немецкой экспозиции. Если два года назад на участие в ITB было потрачено 9,5 млн рублей, то в 2015 году – только два миллиона рублей, а в текущем году запланировано всего 900 тысяч рублей.
Сокращение бюджета обусловлено снижением интереса к мероприятию у турбизнеса. Эффект от участия в берлинской выставке многие представители отрасли всегда считали сомнительным и несоразмерным с затратами: и своими, и краевыми. И это притом, что алтайским турфирмам не нужно платить за аренду площадей на выставках – это делает администрация региона. «Туда есть смысл ехать, если знаешь потенциальных и заинтересованных партнёров. А ехать и закидывать наудачу сети нет смысла», – считает Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот».
В этом году цена таких «сетей» стала неподъёмной для многих алтайских компаний. Даже, несмотря на то, что немцы – одни из наиболее частых иностранных гостей на Алтае. Как отмечают местные туроператоры, в Германии проживает много русских эмигрантов, так же как на Алтае – немцев. Однако заявки из этой страны всё же не носят массового характера, а для единичных заявок не обязательно организовывать дальнюю и дорогую поездку. «В берлинской выставке мы раньше участвовали как очно, так и заочно (когда нас представлял наш барнаульский отдел по развитию туризма). В этом году цена вопроса слишком высока из-за оптимизации расходов, которую мы вынуждены сейчас проводить, – рассказала STI Наталья Белоусова, директор туроператорской компании «Охота». – К тому же с нашими партнёрами в Германии мы всегда можем связаться через интернет».
С большим оптимизмом туроператоры настроены на участие в московских выставках. Более десяти региональных компаний намерены посетить и «Интурмаркет», и MITT. Ещё недавно турбизнес довольно скептически относился к участию и в этих мероприятиях, однако в 2015 году всё изменилось. «Наша компания участвует в выставках второй год. В связи со сложившейся ситуацией на рынке на продвижение Алтайского края нужно направить больше усилий, – считает Ксения Лобач, и. о. директора компании «Алтайсибтур». – Алтайский край появляется на московских выставках уже несколько лет, но повышенный интерес к нашему региону возник только в прошлом году. Турагенты сами подходили и спрашивали про Алтай. Думаю, прошлый год был пробным шаром. И в этом году интерес должен возрасти ещё сильнее, потому что турагенты уже должны были набить руку в работе с регионом».
Интерес к алтайскому стенду на «Интурмаркете» в прошлом году проявляли и представители крупнейших федеральных туроператоров. В результате некоторые из них впервые заключили договоры с рядом алтайских турфирм. В том числе – Coral Travel. Как рассказали STI представители турбизнеса, алтайские турпакеты всю зиму присутствуют в ассортименте туроператора. Пока продажи единичны, но особые надежды участники рынка возлагают на лето. «Для нас важно закрепить те контакты, которые образовались на выставках в прошлом году, а их было немало, – резюмирует Александр Смирнов. – Новые партнёры, конечно, тоже важны. Кроме продвижения своего турпродукта, запланировано посещение семинаров, рабочих встреч, презентаций».
Эксперты считают, что турецкие корни Coral Travel не должны помешать его работе с Алтаем. Ещё в прошлом году федеральные операторы создали отдельные юридические лица для работы на внутреннем рынке. В составе их учредителей нет турецких граждан и компаний. В нынешней политической обстановке это важный нюанс.
По мнению алтайских экспертов, тормозит взаимодействие с федеральными туроператорами пресловутая цена авиаперелёта. «Я придерживаюсь мнения, что с Алтаем делать пакетные туры не получится. Либо на это уйдёт не менее пяти лет», – считает Дина Остапенко, директор компании «Азимут-Трэвел». Собеседница STI отмечает, что пока цены на авиаперевозку из Москвы в Барнаул и Горно-Алтайск остаются на нынешнем уровне, массового спроса на такие поездки у федеральных компаний быть не может. До сих пор не ясно, попадёт ли хотя бы один из этих городов в обещанную программу субсидирования авиаперевозок.
Кроме того, сдерживающим фактором для развития массового въездного туризма для всех курортных зон Сибири на сегодняшний день является недостаточное развитие отельной базы. Так, к примеру, осенью прошлого года Наталья Айларова, директор турфирмы «Шория», в разговоре с STI весьма скептически оценивала перспективу прихода в Шерегеш крупных федеральных операторов, поскольку пока им просто нечего продавать в регионе.
Однако опыт прошлого года показывает, что новые контакты с московских выставок всё же позволяют алтайским компаниям увеличивать количество клиентов. Например, как рассказали STI в «Алтайсибтуре», в прошлом году у оператора появилось четыре новых московских партнёра. Два из них специализируются на организации корпоративных поездок для крупных компаний, один – туроператор по внутреннему туризму и один – турагент. И все они поставляли алтайской компании туристов на протяжении всего года.