В московском отеле The Ritz Carlton прошел ежегодный, уже девятый MICE workshop, организованный Ассоциацией национальных туристических офисов в России (АНТОР) при поддержке Российского союза туриндустрии и Ассоциации бизнес туризма.
Количество участников воркшопа вплотную приблизилось к цифре 140. Широка и география – 38 стран. По сравнению с предыдущими годами уменьшилось число национальных офисов по туризму, однако выросло количество гостиниц и туроператоров, специализирующихся на MICE-услугах. Руководитель Мальтийского управления по туризму в России, СНГ и странах Балтии и постоянный организатор воркшопа Энтони Каруана склонен отнести эти структурные изменения скорее к положительным моментам. Воркшоп, действительно, все увереннее чувствует себя именно в практической плоскости. В отличие от офисов по туризму, которые предоставляют лишь общую, хотя и обширную информацию о своей стране, отели и туркомпании – реальные участники этого сектора рынка и потому могут вести с посетителями конкретные разговоры о конкретных заказах. Г-н Каруана отметил также, что в этот раз было довольно много новичков. Он посетовал, что не всем желающим досталось место в рабочем зале.
Мы проводили довольно строгий отбор заявок, отказывая тем компаниям, деятельность которых не имеет прямого отношения к meeting, incentive, corporate и events. И все равно нам пришлось отказать почти 20 фирмам из-за элементарной нехватки мест», – сказал Энтони Каруана. Он надеется, что 10-й, юбилейный, воркшоп хоть и не покинет гостеприимные стены отеля The Ritz-Carlton, но переместится в более обширное помещение. Главными целями ANTOR MICE workshop-2013, как и прежде, стали демонстрация возможностей мирового делового и корпоративного туризма для российского потребителя, расширение связей и общение участников с партнерами и потенциальными клиентами. Однако в этом году формат делового мероприятия изменился: воркшоп разделили на две сессии. Первая включала в себя заблаговременно назначенные встречи между участниками и посетителями, а вторая – свободное общение. Кстати, вход в зал на этот раз довольно строго контролировался, охрана старательно отсекала непрофильных журналистов и сборщиков рекламы. Реакцию на изменения формата воркшопа нельзя назвать однозначно положительной. Сам Энтони Каруана признал, что отзывы разные. «Мы обязательно обсудим и решим, что лучше», – пообещал он.
Впрочем, саму идею заранее назначаемых встреч все без исключения сочли правильной и своевременной. Однако тщательно составленный график трещал по швам из-за элементарной неявки или прихода партнеров не в свое время. «У нас было назначено 12 встреч, а удалось провести меньше половины», – рассказал представитель российского офиса Abu Dhabi Tourism Authority Максим Шандаров. Директор по развитию компании «Демлинк-Трэвел» Ирина Карнаухова считает, что издержки связаны лишь с тем, что и для участников, и для организаторов ANTOR MICE workshop это всего лишь первый опыт: «У нас такой сервис пока находится в стадии развития, со временем все обязательно оценят его эффективность». Как уже упоминалось, нынешний воркшоп собрал довольно много новых участников. Среди них компания «Акрис» из Новосибирска. Более 20 лет назад она создавалась специально под прием иностранных гостей в Сибири. «Мы предлагаем полный спектр услуг в сибирском регионе. В последнее время чувствуется возрастающий интерес к инсентив-турам, причем со стороны и зарубежных, и российских компаний, – отметил управляющий директор «Акриса» Владимир Коуров – Необходимость рассказать о наших возможностях и поиск путей дальнейшего развития и привели нас на воркшоп».
Г-н Коуров подчеркнул, что в их регионе создана отличная инфраструктура для приема гостей, в том числе самых взыскательных. Еще один новичок рабочей встречи – бизнес-отель Korston Moscow. По словам менеджера по продажам Елизаветы Крымовой, почти 400 номеров и 17 конференц– и банкетных залов позволяют им принимать группы до 500 человек. Участие в форуме MICE г-жа Крымова оценила как весьма полезное. «Главное, что состоялось наше подробное знакомство с этим сектором рынка. Среди моих собеседников были и очень перспективные партнеры», – сказала она. Российский турпоток в Абу-Даби вырос в прошлом году по сравнению с 2011 годом на 40%. Эмират, по словам менеджера российского представительства Abu Dhabi Tourism Authority Эдуарда Григорьева, позиционирует себя, в первую очередь, как отличное MICE-направление. Он добавил, что на воркшопе ANTOR они рассказывали о своих новинках, в частности, об открытии аквапарка Yas Waterworld и новых курортов.
Лишь в сентябре прошлого года вышел на российский рынок австрийский оздоровительный курорт La pura womens health resort kamtal. Менеджер по продажам и маркетингу в России и СНГ Алла Пантелеева обратила внимание, что его инфраструктура рассчитана исключительно на женщин, и уже почти 10% их клиенток составляют наши соотечественницы. Сам же курорт хочет привлечь внимание не только индивидуальных гостей, но и групп. Именно стремление обратить на себя внимание корпоративного рынка и привело его в московский The Ritz Carlton. Алла Пантелеева удовлетворена участием в воркшопе, однако нехватка прямых клиентов, по ее словам, все же ощущалась. Финляндия – давний партнер ANTOR MICE workshop. Представляющая в Москве Finland Convention Bureau Нина Хильден оценила участие в деловом форуме как полезное и нужное, хотя, по ее мнению, свободный режим встреч был бы более продуктивен. «Много времени было потрачено впустую, так как не все, с кем мы заранее наметили диалог, пришли», – сказала г-жа Хильден. Индийская компания Travelite, чьи интересы на воркшопе представляла Мария Мавлюдова, второй раз участвует в воркшопе.
Г-жа Мавлюдова отметила рост числа желающих провести деловое или корпоративное мероприятие в Индии. Полезным оказалось участие в воркшопе и для Центра развития туризма Эстонии. Представляющая его в Москве Илона Кбеян отметила, что было немало контактов, которые могут принести неплохие дивиденды. Г-жа Кбеян обратила внимание на специализированные запросы. В ходе коллективной поездки люди, наряду с деловыми переговорами или совместным отдыхом, хотят заняться эксремальными видами спорта или получить оздоровительные услуги. В Эстонии сделать все это несложно. К тому же в 2013 году в стране проходит целая череда мероприятий в рамках Года оздоровительного туризма.