Ничто не заменит живого общения в таком бизнесе, как туристический, считает Артем ЧЕРНЫШОВ, директор крупнейшей российской туристической выставки MITT.
- Артем, туристический рынок постепенно выходит из кризиса. Вновь начинают проводиться крупные выставки. Каким вы видите рестарт MITT – главной туристической выставки страны?
- Действительно, рынок сейчас очень быстро оживает. Радует то, что в России, в отличие от других стран, уже сейчас разрешили проводить выставки. И я уверен, что это пойдет туристическому бизнесу на пользу, ведь, собственно, предназначение выставки и заключается в том, чтобы помогать отрасли развиваться. Выставка MITT не состоялась в марте 2020 года по причинам, о которых мы все хорошо знаем. И мы не стали ее пытаться переносить на другие даты в 2020 году или заменять какими-то онлайн-активностями. Мы решили, что проведем ее в классическом офлайн-формате в 2021 году и сделаем такой же плодотворной и запоминающейся, как и во все предыдущие 26 лет.
- Все больше международных выставок анонсируют гибридную форму проведения, сочетание онлайн- и офлайн-мероприятий. По какому пути пойдет MITT?
- Мы не планируем проведение MITT в 2021 году в гибридном формате. Выставка – это то место, куда люди приходят именно для того, чтобы пообщаться живьем. Это общение не может быть в виде веб-сайта с иконками компаний и трансляцией деловой программы в онлайне. Мне очень понравилась сказанная кем-то фраза, которую часто цитировали последнее время во время различных вебинаров и онлайн-конференций. Смысл ее заключался в том, что онлайн-мероприятия сейчас надо продолжать проводить именно для того, чтобы участники рынка окончательно поняли, почему так важен офлайн.
Если же говорить о практической стороне вопроса, то ни одно онлайн-продвижение не заменит выставку, потому что именно на выставке происходит то, чего не может быть в онлайн-среде. Потенциальный партнер/клиент сам с интересом приходит к вам на стенд за информацией и именно в этот конкретный момент, когда у него есть этот интерес, а у вас есть возможность вживую рассказать, убедить, продемонстрировать конкурентные преимущества, объяснить выгоды сотрудничества с вами и так далее.
- С учетом непростой экономической ситуации у туроператоров, отелей – то есть ваших участников, вы будете предлагать им какие-либо специальные условия?
- Всем тем участникам, кто пожелал осуществить частично (50%) или полностью перенос денежных средств на 2021-й, мы оставили цены 2020 года. А тем, кто попросил вернуть деньги, безусловно, мы все вернули и будем обсуждать с ними условия сотрудничества тогда, когда для них это будет наиболее уместно. В целом надо отметить, что на данный момент примерно 50% выставочной площади уже занято именно клиентами прошлого года, которые перенесли деньги.
- Уже можете анонсировать какие-нибудь интересные моменты предстоящей MITT? Что ждет посетителей в будущем году?
- Сейчас еще рано делать анонс деловой программы. Могу только заверить, что она будет такой же качественной и насыщенной, как и в прошлые годы. Мы сейчас опрашиваем участников и посетителей на предмет того, что бы им хотелось увидеть/услышать в деловой программе в 2021 году. И вот что обнаружили. В большинстве своем участники рынка уже сейчас все меньше и меньше интересуются темой с общим названием «Как выжить в кризис». Очевидно, что многие из них уже перешагнули эту стадию как психологически, так и с точки зрения ведения бизнеса. Т.е. сейчас мы уже получаем запросы и пожелания касательно того, чтобы в деловой программе было побольше блоков о том, как вести бизнес в условиях, когда он уже встал на рельсы. Я полагаю, что коллеги из отрасли просто устали уже от того негативного фона, который был последние 6 месяцев. Всем хочется уже смотреть в светлое будущее и строить свой бизнес там.
- Ваш прогноз: как будет выглядеть постпандемийный выставочный рынок? Не уйдет ли деловая активность на рынке полностью в онлайн?
- Я воспринимаю ситуацию с пандемией, знаете, как небольшую кляксу в нотах серьезного музыкального произведения. Эта клякса загородила собой какой-то кусочек пьесы, который мы сейчас не смогли сыграть, но это не означает, что все эти ноты целиком надо теперь скомкать и выкинуть. Мы просто должны перешагнуть это и двигаться вперед. Активность не уйдет в онлайн хотя бы потому, что человек – это по-прежнему то же самое социальное существо, которому необходимо общение с себе подобными. За последние полгода мы все, уверен, «наигрались» в онлайн и понимаем, в чем его сильные и слабые стороны. В туристическом бизнесе личный контакт всегда был и будет оставаться самым значимым фактором устойчивого развития бизнеса.
Фото: tourdom.ru