Недорого, но интересно, недолго, но и недалеко, и если не в Египет, то все равно к теплому морю – таков выбор большинства туристов, отправившихся в путешествие на новогодние праздники.
Соотношение продаж туров за рубеж и по России составило, по оценкам туроператоров, от 5:1 до 1:1.
Так, в Coral Travel продажи туров по России на новогодние праздники составили 22% от общего объема продаж, в «Пегас Туристик» эта цифра достигла 30%, в «Библио Глобус» сообщили, что более 50% продаж – туры по России, преимущественно по направлению Сочи.
Закрытие Египта подстегнуло интерес на отдых в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также на островные направления. Спросом пользовались Таиланд, Вьетнам, Израиль, Индия, Шри-Ланка, ОАЭ, Доминикана и Иордания. В Европе хороший спрос отмечен на горнолыжные курорты Италии, Болгарии и Андорры. Фаворитом европейских экскурсионных туров стала Чехия. При этом общий объем бронирований по Европе, по оценкам участников рынка, снизился на 20-25% по сравнению с прошлогодним.
Туроператоры, реализующие туры по России, отметили всплеск интереса россиян к отдыху на родных просторах, в первую очередь, к горнолыжным курортам Краснодарского края. Также спросом пользовались туры в Санкт-Петербург, Подмосковье, Великий Устюг, маршруты по Золотому кольцу и на курорты Кавказских Минеральных Вод. В среднем спрос на туры по России в новогодние праздники, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 10-20%. По некоторым оценкам, на 30% возрос спрос по экскурсионным российским направлениям.
Продолжительность отдыха, по оценкам туроператоров, практически не изменилась – в среднем это 5-8 дней, лечебные туры – 10-15 дней.
– Относительно прошлого года общий турпоток по внутренним направлениям увеличился почти на 40%. На период новогодних праздников – более, чем на 20%. ТОП-5 самых популярных направлений на новогодних каникулах в этом году: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Подмосковье, Кавказские Минеральные Воды и Великий Устюг.
Спрос на экскурсионные туры в Великий Устюг вырос вдвое, сделав поездки в вотчину Деда Мороза популярнее горнолыжного отдыха на склонах Урала. В прошлом году четвертую строчку рейтинга занимали курорты Абзаково и Банное.
Хороший рост продемонстрировали КавМинВоды. Лечение и оздоровление можно назвать трендом этих новогодних каникул. В пользу санаторно-курортного отдыха склонялись, в том числе, туристы, выбравшие Краснодарский Край.
В Санкт-Петербурге популярностью пользовались туры с экскурсионными программами, лишь 20% клиентов приобретали на новогодние даты только проживание в гостиницах. В Подмосковье встретить Новый год отправлялись жители столицы, спрос вырос на 21% по сравнению с прошлогодним.
Возросло количество российских отелей, предлагающих отдых по системе «все включено» в Краснодарском крае (Сочи, Анапа) и в Крыму (Ялта, Евпатория). В среднем такой тур, без транспортной составляющей, обходился в 15 тыс. рублей на человека за трое суток. Минимальная стоимость – от 11 850 рублей.
Цены повысились на уровне инфляции. Средняя глубина продаж, по сравнению с прошлым годом, не сильно изменилась, составив 1,5 месяца. Пик продаж пришелся на середину ноября.
– В ТОП-5 самых популярных направлений в новогодние каникулы вошли Россия, Доминикана, Таиланд, Кипр, Вьетнам.
Приоритетным направлением, в связи с особенностями сложившейся политической ситуации в мире, и, соответственно, возросшим интересом туристов на отдых внутри страны, в зимнем сезоне стал курорт Сочи. Наряду с безусловным лидерством Кипра, Доминиканы и Таиланда, в нашей компании отмечен повышенный спрос на таких направлениях, как Вьетнам, ОАЭ, Индия, Чехия, Италия и Франция.
Более 50% проданных туров на новогодние праздники – туры по России, преимущественно, по направлению Сочи.
«Елабужский государственный музей-заповедник»
Танзиля Агишина, заместитель генерального директора по развитию:
– Количество заранее заявленных групп на эти новогодние праздники оказалось меньше, чем в прошлом году. Как нам объяснили туроператоры-партнеры, приезжающие в Казань организованные туристы предпочли не планировать поездки на расстояние более 50-70 км, объясняя это опасениями относительно передвижения по зимним дорогам.
Однако, в итоге принятых за период зимних каникул туристов оказалось значительно больше, чем годом ранее – 6,7 тыс. против 2,1 тыс. Это произошло за счет значительного увеличения количества самостоятельных туристов, приехавших, в основном, на личном транспорте.
Что касается географии городов, в Елабугу в этом году приезжали из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Екатеринбурга, Перми, Казани, Луганска, Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга, Ульяновска, Мариинска, Сургута, Набережных Челнов, Уфы, Воронежа, Тольятти, Ижевска.
В святочную неделю, 16, 23-24 января, мы предлагаем всем желающим массовую игровую программу «Зимние забавы в купеческом городе» – в нее войдут театрализованное представление, зимние народные игры, угощение травяным чаем с блинами.
Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму:
– Мы впервые в этом году запустили туры в Арктику. В рамках программы «Новый Год в гостях у сказочного северного оленя» туристы побывали в Нарьян-Маре, столице Ненецкого автономного округа, выезжали в тундру, гостили у оленеводов, занимались подводной рыбалкой. Новый 2016 год в Арктике встретили 3 группы туристов, одна из них – туристы из Китая. Тур можно назвать и этнографическим, и гастрономическим, и экспедиционным. Туристы, которым довелось наблюдать Северное сияние, остались в восторге от поездки.
Дмитрий Шаров, генеральный директор:
– Спрос на направления внутреннего туризма вырос в среднем на 17%. По экскурсионным направлениям рост составил 30% по сравнению с 2014 годом, по Подмосковью на 20-25%.
Наибольшим спросом пользовались туры в Подмосковье, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, Великий Устюг. Вырос спрос на Краснодарский край, а вот Крым, к сожалению, из новогодней «гонки» выбыл. Из-за перебоев с электричеством многие туристы отказались от отдыха в этом регионе в новогодний период – были аннуляции туров.
Глубина продаж отличалась в зависимости от направлений. Например, «хит каникулярного сезона», Великий Устюг, был распродан уже в конце октября – начале ноября. Позже добирались квоты, но они также быстро раскупались. С хорошей глубиной продавались туры в Санкт-Петербург – продажи начались в октябре. В Краснодарский край большинство туров продавались в последний момент. В Подмосковье «в глубину» продавались популярные брендовые объекты, остальные – в основном, с небольшой глубиной.
Продолжительность отдыха осталась на уровне прошлого года. Стоит отметить, что в этом году туристов все больше интересуют акции и спецпредложения, в первую очередь «уходят» объекты, предлагающие максимальный уровень качества при минимальной цене. Цена становится решающим фактором.
Анна Подгорная, гендиректор компании:
– По итогам праздничного сезона, примерно 70% реализованных туров предполагали выезд за рубеж, 30% пришлось на туры по России. Рейтинг самых популярных направлений в период новогодних праздников выглядит следующим образом: Таиланд, Вьетнам, горнолыжный кластер Сочи, Индия, Иордания, Израиль.
Спрос на туры с вылетами в период новогодних каникул снизился, в сравнении с прошлым годом, на 20-25%. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием Египта в продуктовой линейке. Возможно, если бы направление было открыто, продажи вышли бы на уровень аналогичного периода прошлого года. По всем выездным направлениям наблюдается снижение турпотока. Можно говорить о высоком интересе к горнолыжному Сочи, однако, пока нам не с чем сравнивать – пакетные туры в Сочи (Красная поляна) мы продаем первый год.
Что касается тенденций, то туристы стали более экономны. Экскурсии продаются на месте отдыха. Мы, как туроператор этим не занимаемся, однако, знаем, что отказ от экскурсий стал одним из основных способов экономить. Кроме того, туристы сокращали продолжительность отдыха, однако, стремились сохранить его «звездность» (категории отелей). В среднем, поездки в новогодний период составляли 7-8 дней.
Александр Львов, заместитель генерального директора:
– Все новогодние продукты, разработанные «РЖД Тур», были востребованы. Вся емкость реализована на 100 %. Населенность туристических поездов, успешно отправившихся из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Ростова-на-Дону и ряда других городов, была практически полной.
Неизменной популярностью пользовались туры в Великий Устюг, на направлении отмечена положительная динамика. Новинками сезона стали туры в Кострому с посещением Терема Снегурочки и в Казань – к татарскому Деду Морозу Кыш-Бабаю. Кроме того, была представлена широкая линейка паровозных туров.
Средняя стоимость однодневного новогоднего тура на ретропоезде составила 3 тыс. рублей, тура в Великий Устюг – 12,5 тыс. рублей.
Новогодние туры бронировались крупными туристическими агентствами как заранее, за 4-5 месяцев, так и в последний момент. Так, за неделю до закрытия продаж туров в Великий Устюг было реализовано около 5-7 % всего объема.
Наталья Литвиненко, заместитель генерального директора по продажам:
– Устойчивым спросом пользовались экскурсионные туры в Чехию. Всплеск интереса на новогодние праздники был на безвизовые теплые страны, иногда туры покупались на следующий день, лидерами направлений были Таиланд и Шри-Ланка.
В этом году мы успешно продавали также туры в Индию (Гоа), Израиль, ОАЭ, Финляндию и, конечно, туры по России. Туры были как очень дорогие, так и скромные по чеку. Это связано с экономической ситуацией в стране, многие покупали «горящие туры», кто-то брал скромные отели и все-таки ехал встречать Новый год вне дома. Средний чек зависит от страны.
Среди трендов стоит отметить как желание туристов сэкономить, взяв, например, размещение в бюджетном отеле, так и большой спрос на «теплый» морской отдых.
В наступающем году мы запускаем серию мероприятий, первыми из которых станут Фестиваль Comedy в январе и уже заслуживший репутацию главного праздника российского сноуборда спортивно-развлекательный лагерь New Star Camp, который состоится в конце марта – начале апреля. Это эксклюзивный комплексный продукт, рассчитанный на массового потребителя. Клиент приобретает не только горнолыжный отдых в классическом понимании, но и хорошую развлекательную программу с концертами и вечеринками, доступ к которым ограничен только покупателями наших туров.
Ольга Арбауи, коммерческий директор:
– Клиенты стали требовательнее в выборе турпродукта. Готовы сэкономить на дополнительных остановках в европейских городах, выбирают групповые поездки, но не готовы экономить на размещении, понижать уровень отеля.
Лучше всего продавались горнолыжные туры во Францию, средний чек на которые составил 150 тыс. рублей на человека.
Всплеска туров «Last minutes» не наблюдалось. Клиенты, кто действительно собирался выехать на новогодние даты, планировали и бронировали свой отдых заранее .
Марина Макаркова, руководитель отдела по связям с общественностью:
– Спрос, по сравнению с прошлым годом, вырос по всем российским направлениям. И спрос, и глубина продаж были достаточно стабильными. Туры по России стали «модным» направлением, где нет привязки к курсу валют, нет языкового барьера, хорошая транспортная доступность. В общем объеме продаж на Новый год и Рождество туры по России составили 22%.
В ТОП-5 направлений вошли: Сочи, Кавминводы, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Золотое кольцо. Новые направления нашей компании – Подмосковье и Приэльбрусье (Домбай, Чегет) быстро заняли лидирующие позиции. Мы впервые предложили новогодние пакетные туры на курорты Кавказских Минеральных Вод, включая авиаперелет. Такое предложение на новогоднем туристическом рынке было эксклюзивным и оказалось востребованным.
Продолжительность отдыха практически не изменилась. В основном, бронируют туры продолжительностью 5-7-10 дней, лечебные туры – в среднем на 10-15 дней. Из финансовых предпочтений в приоритете – соотношение цены и качества, но разброс цен велик – от VIP отелей до «эконом» вариантов.
Надежда Найдис, руководителя отдела рекламы и PR:
– Общий объем бронирований в Европу снизился примерно на 20% и в большей степени связан с экономической ситуацией. Туристы, не отказавшиеся от планов провести новогодние каникулы за рубежом, предпочитали не менять продолжительность поездки, а сэкономить за счет снижения категории отелей или количества экскурсий.
На европейских направлениях наибольшим спросом пользовались горнолыжные и экскурсионные программы. Средний чек по туру составил от 400 до 600 евро для экскурсионных туров и 700-800 евро для горнолыжных.
Обычно новогодние каникулы планируются заранее, поэтому всплеска бронирований в последнюю минуту не было, основные блоки мест были закрыты задолго до каникул и в последние дни распродавались остатки.
– TUI Россия в этом сезоне впервые открыла продажи туров на внутреннем рынке. Направление показало хорошие результаты, особенно это касается горнолыжного Сочи.
Возросший интерес к российским курортам обусловлен, конечно, отсутствием виз и выгодными ценовыми предложениями. В Сочи самыми востребованными стали туры на курорт Красная Поляна, в отели и апартаменты, продолжительность составляла 3-4 ночи, средняя стоимость – от 11 тыс. рублей на человека.
Хорошим спросом пользовались горнолыжные европейские курорты Италии, Болгарии и Андорры. Италия и Болгария стали для российских туристов странами с оптимальным сочетанием цены и качества. Болгария до конца сезона остается самым бюджетным горнолыжным направлением, особенно удачным для начинающих, учитывая качество трасс, уровень сервиса, стоимость инструкторов и ски-пассов. Среди экскурсионных туров фаворитом остается Чехия, на это направление отмечается устойчивый спрос.