Москва, 23 апреля - Сегодня Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Закон об основах туристской деятельности». Согласно этому законопроекту все туроператоры по выездному туризму должны объединиться в единую ассоциацию или союз, при котором формируется компенсационный фонд. Ежегодный взнос с каждого оператора составит 0,1% от оборота. Кроме того, туристические компании также должны отчислять не более 0,05% оборота в год на содержание управляющего аппарата данного объединения (около 5 млн долларов).
Декларируется, что цель создания единого объединения и компенсационного фонда – оперативное оказание помощи российским туристам, оказавшимся в проблемной ситуации из-за неплатежеспособности туроператора.
АТОР считает принципиально важным принятие управленческих и правовых решений, направленных на повышение гарантий защиты прав и законных интересов туристов, уровня их безопасности и финансовой защищенности, в том числе создание эффективного механизма организации предоставления туристам экстренной помощи в стране временного пребывания.
Вместе с тем АТОР не может согласиться со скоропалительной подготовкой решения о создании компенсационного фонда в виде негосударственной некоммерческой организации, объединяющей в себе всех туроператоров в сфере выездного туризма.
Реализация этой идеи на практике без тщательной проработки всех альтернативных вариантов, а также без учета возможных негативных социально-экономических, организационно- правовых и иных последствий для национальной туристской индустрии и потребителей может кардинально негативно изменить ситуацию на туристском рынке.
По мнению АТОР механизм экстренной помощи туристам должен удовлетворять следующим принципам:
1. Оперативность и доступность для туристов
2. Подконтрольность гражданскому обществу и государству
3. Профессионализм и компетентность руководителей и специалистов, участвующих в обеспечении предоставления туристам экстренной помощи
4. Компактность и экономичность организационной структуры, обеспечивающей предоставление туристам экстренной помощи;
5. Соразмерность затрат на обеспечение функционирования данного механизма его целевому назначению, эффективности и результативности деятельности по оказанию экстренной помощи
6. Прозрачность процедуры формирования и использования средств компенсационного фонда, в том числе принятия органами управления соответствующих решений
7. Соответствие международным стандартам.
Предложенный законопроектом путь решения проблем российских туристов не отвечает ни одному из вышеперечисленных пунктов.
По словам первого вице-президента АТОР Владимира Канторовича, правовая неопределенность и последствия этого законопроекта для рынка могут быть разрешены судебным органом Конституционного контроля. «Мы рассматриваем возможность подачи жалобы в Конституционный суд», - подчеркнул г-н Канторович.