Автобусный лоукостер из Германии прорывается в Россию

Немецкий сервис для поездок на междугородных автобусах FlixBus, как ожидается, в ближайшее время придет в Россию. Сообщается даже точная начала работы – 21 февраля. Есть также русскоязычный сайт, однако заказать пока на нем поездку по нашей стране не получится.

Не было и официальных сообщений от руководства компании по поводу экспансии на российский рынок. Тем не менее она вполне логична, учитывая темпы, с какими FlixBus завоевывает иностранные рынки.

FlixBus была основана в 2013 году в Мюнхене тремя молодыми предпринимателями, специалистами IT. А уже летом 2015 года вышла на международный уровень – открыла дочерние компании в Италии, Франции, затем – в Нидерландах, где фактически создала первую национальную сеть междугородних автобусов. На сегодняшний день FlixBus представлена на внутренних рынках Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Дании, Нидерландов, Венгрии, Чехии, Швеции, Польши и США, а также выполняет международные рейсы в 28 странах.

Секрет успеха в том, что FlixBus смогла предложить совершенно новую для Европы модель организации перевозок. Как и у Uber, у нее нет своего парка автобусов. Офисы FlixBus занимаются, прежде всего, маркетингом, продажами билетов, развитием IT-технологий, системой бронирования, работают с клиентами. Перевозками же занимаются местные фирмы, которые берут имя FlixBus. Они нанимают водителей, закупают автобусы, которые должны соответствовать высоким техническим требованиям компании, красят их в фирменный зеленый цвет.

Компания с самого начала позиционировала себя как лоукостер, делая ставку на недорогие билеты и регулярные распродажи. Все остальное – возможность купить электронный билет через приложение, отследить автобус в реальном времени по GPS, бесплатный Wi-Fi на борту, качество автобусов и хорошая логистика – на уровне современных представлений о путешествии.

Российским автобусным компаниям FlixBus предлагает такую модель: концерн обязуется сам продавать как минимум 50% мест в автобусах, обучать водителей и оборудовать машины собственным программным обеспечением и техникой. За это немцы хотят 30% прибыли. Договоры должны будут заключаться минимум на полтора года. Одновременно, по данным «Коммерсанта», сервис набирает персонал в московский офис.

Как пояснил RATA-news руководитель комиссии по автобусным перевозкам РСТ Владимир Рабинков, похожие модели работы уже предложили рынку «Яндекс.Автобусы», Busfor, отчасти BlaBlaCar. «Проблема нашего рынка не в отсутствии в междугородних и международных перевозках предложений по их модернизации, а в законодательных препонах для их реализации», – заметил он. По словам г-на Рабинкова, ситуация в этом сегменте сейчас напоминает, как выглядел рынок такси лет 10 назад. «Услуги такси стали более доступны и финансово, и технологически совсем не так давно. В аналогичной либерализации нуждается сейчас и рынок автобусных перевозок. Появление нового активного игрока может сыграть положительную роль. Но на нынешнем этапе у нас законодательно невозможна некая единая площадка для бронирования автобусных билетов по всей стране. Все маршруты утверждаются в Минтрансе. И как FlixBus будет преодолевать этот барьер, пока непонятно», – заметил собеседник.

Владимир Рабинков также напомнил, что и в самой Германии FlixBus смог появиться только после проведенной там либерализации перевозок, которая разрушила многолетнюю монополию железной дороги – Deutsche Bahn. По словам эксперта, ее защищали от конкурентов на государственном уровне: «Если, например, между какими-то городами было железнодорожное сообщение, то дополнительный автобусный маршрут появиться уже не мог». В итоге, по оценкам экспертов, до 2013 года доля автобусных путешествий в Германии не превышала 6% от общего количества перевозок. При этом билеты на поезда были гораздо дороже, чем на автобусы. Либерализация немецкого рынка и развитие сети междугородних и международных автобусов началась в 2009 году.

Эксперты дают разные версии развития событий в России. Одни считают, что приход немецкой компании приведет к монополизации рынка. У них есть основания для опасений: именно так и произошло в Германии. Другие полагают, что все выльется в демпинг и многие российские компания разорятся. Третьи говорят, что FlixBus просто не справится с трудностями российского законодательства, а также больших расстояний, плохих дорог и слабой дорожной инфраструктуры России.

Однако понятно, что, если европейский гигант приживется в нашей стране, россияне однозначно выиграют. По крайней мере, в Европе сейчас уже трудно себе представить путешествие между различными городами без бюджетного FlixBus.

По словам Владимира Рабинкова, увеличение мобильности населения и транспортной доступности – стимул для развития не только самостоятельного, но и организованного туризма, ведь автобусы станут альтернативой недешевым поездам и региональным авиаперевозкам.

Как ранее сказал RATA-news директор по продажам «Интуриста» Сергей Толчин, межрегиональные авиаперевозки пытаются реанимировать уже несколько лет. Но так как этих маршрутах нет конкуренции и часто используются не самые современные самолеты, то есть с высокой себестоимостью полета, то цены даже с субсидированием остаются немалыми, Между тем, платежеспособность россиян падает, и многим авиабилеты становятся не по карману. Так что успех FlixBus в России будет зависеть от тех цен, которые он предложит рынку, а они, в свою очередь, от того, как новичок впишется в далеко не европейскую дорожную инфраструктуру России.

Светлана Ставцева, RATA-news

Фото: Busse-welt.startbilder.de

Другие новости по теме «Транспорт»

Апрель 23, 2019 - 09:47

До 29 сентября текущего года госкомпания «Автодор» должна сдать в эксплуатацию платную скоростную трассу М11 Москва— Петербург. Об этом заявил первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов на вчерашнем заседании комиссии Совета федерации по осуществлению контроля за реализацией плана расширения магистральной инфраструктуры.

 

Апрель 23, 2019 - 09:35

Спрос на туристические поездки по российским железным дорогам в 2019 году вырастет на 15-20% за счет новых маршрутов и расширения продаж на новых зарубежных рынках, в том числе японском. Такой прогноз высказала в понедельник заместитель гендиректора "РЖД Тур" Наталья Артамонова на встрече с участниками экспертного информационного тура, организованного ООО "РЖД Тур" в рамках мероприятий Перекрестного года России и Японии.

 

Апрель 22, 2019 - 13:07

Управляющая компания аэропорта Пулково «Воздушные Ворота Северной Столицы» поздравляет ветеранов Великой Отечественной войны и всех пассажиров Пулково с 74-ой годовщиной Победы!

 

Апрель 22, 2019 - 12:39

ОАО «РЖД» продлевает маршрут курсирования поезда «Ласточка» в направлении Санкт-Петербург – Сортавала до станции Суоярви на майские праздники.