Почти каждый ребенок в России знает, что главный Дед Мороз живет в Великом Устюге — городе, который более 20 лет назад объявили официальной родиной волшебника. С этим проектом были связаны надежды местных бизнесменов на развитие туристической отрасли Вологодской области и политические интересы федеральных чиновников.
Но сейчас официальный Дед Мороз терпит огромные убытки и переживает скандал за скандалом.
Дед Мороз и выборы
Идея превратить Великий Устюг в родину Деда Мороза родилась у местного бизнесмена — владельца Новаторского лесоперерабатывающего комплекса Владимира Кадомкина. Для привлечения отдыхающих в новогодние праздники он решил «поселить» зимнего волшебника на своей турбазе, недалеко от Устюга. Под это даже выделили отдельный дом на территории.
В 1997-м Великий Устюг и Москву объявили городами-побратимами. Идея Кадомкина на этом фоне получила продолжение. Вместе с делегацией из Великого Устюга во главе с губернатором Вячеславом Позгалевым он приехал в столицу и встретился с мэром Юрием Лужковым. Бизнесмен рассказывал о привлекательности его региона для туристов и о том, что Дед Мороз мог бы быть хорошим подспорьем для развития этого направления. К тому же, отмечал он, российский волшебник стал уступать в популярности западному Санта-Клаусу, а национальные традиции нужно сохранять. Лужков заинтересовался.
Так в ноябре 1998-го появился проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Тогда же зарегистрировали АО «Дед Мороз». Как вспоминает его первый руководитель Татьяна Удачина, мэр Москвы высоко оценил идею. К тому же в то время он возглавлял оппозиционный блок «Отечество — вся Россия» и претендовал на пост президента. Проект выглядел выгодной политической инвестицией.
«Тут и сама природа к этому располагала, — рассказывает Удачина. — Великий Устюг окружают леса, реки. Город старинный, с богатой историей и купеческой застройкой. И Дед Мороз стал фишкой для привлечения туристов».
Под вотчину волшебника Кадомкин отдал в итоге всю турбазу — бывший пионерлагерь. За несколько месяцев возвели деревянный терем. К началу 2000-го все было готово к приему гостей.
В течение десяти лет проект из московского бюджета получил 200 миллионов рублей, из федерального — 276.
Настоящий волшебник
Кто именно все эти годы играет роль Деда Мороза и как оплачивается его труд, в пресс-службе не раскрывают. Уверяют, что волшебник настоящий.
Впрочем, сам он свою личность не скрывает: в соцсетях зарегистрирован как уроженец Великого Устюга Андрей Балин. На фото во «ВКонтакте» предстает исключительно в костюме Деда Мороза. Есть снимки с известными людьми — главой Чечни Рамзаном Кадыровым, режиссером Федором Бондарчуком и другими. Актерского образования у Балина нет. По разным версиям, он учился не то на зоотехника, не то на электромонтера-водителя.
Супруга Балина Татьяна, по данным СПАРК, занимается розничной торговлей сувенирами, предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями, а также продуктами и хлебобулочными изделиями. Ее лавки, по информации местных СМИ, расположены на территории вотчины.
Народная культура и помощь детям
Как отмечает Татьяна Удачина, в те годы Москва сильно помогала Деду Морозу информационно — о проекте говорили везде. Адрес, по которому можно было отправить письмо с просьбой о подарке, сообщили в программе «Спокойной ночи, малыши!», федеральные телеканалы освещали все официальные визиты и путешествия зимнего волшебника из Великого Устюга.
«Я понимала, что у проекта должна быть какая-то основа. Решили, что это будет наша народная культура — фольклор, промыслы, история. У нас не было задачи заработать побольше денег. Мы хотели дарить радость. Даже священники с пониманием относились, хотя Дед Мороз — языческий персонаж, повелевающий морозами подземный бог», — вспоминает Удачина.
Тогда авторам проекта удавалось не только развлекать детей, но и помогать им. Из писем они узнавали о сложных ситуациях в семьях.
«Одно мне особенно запомнилось. Ребенок просил прислать апельсины для братьев и сестер, потому что они никогда их не пробовали. Чиновники того региона даже не знали, что эта семья в таком сложном финансовом положении», — приводит пример собеседница.
В 2008-м резиденцию в Великом Устюге посетил Владимир Путин. Вместе с волшебником обошел терем, после чего хозяин подарил гостю серебряную матрешку «Северная чернь».
Семейный бизнес
К тому моменту, когда Дед Мороз лишился московского покровителя — Лужкова освободили от обязанностей мэра, проектом уже несколько лет единолично управляла Татьяна Муромцева. За время ее руководства резиденцией произошло несколько громких скандалов.
Бывшая учительница Муромцева начала строить политическую карьеру еще в 1980-х. В нулевых вступила в «Единую Россию» и избралась депутатом Заксобрания Вологодской области. Но это не помешало ей заниматься бизнесом — в 2002-м Татьяна возглавила АО «Дед Мороз».
Постепенно проект стал разрастаться за счет новых компаний, так или иначе связанных с брендом волшебника: ООО «Канцелярия Деда Мороза», ООО «Резиденция Деда Мороза», ООО «Дед Мороз-Сервис», ООО «Отдых на родине Деда Мороза» и других. Руководила ими либо сама Муромцева, либо ее родственники. В основном фирмы специализировались на гостиничных и туристических услугах. Доходы варьировались от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
Первый крупный скандал в «империи» Муромцевой произошел в 2012-м. Два объекта — гостиницу «Рождественская» и городскую резиденцию Деда Мороза в Вологде, находящиеся на балансе Великоустюгского района и областного департамента имущества, передали в собственность ООО «Резиденция Деда Мороза». Тогда компанию возглавляла дочь Татьяны Павловны Елена Муромцева. Никаких конкурсов и аукционов не было, что возмутило местных жителей и туроператоров. Елене даже пришлось выйти из состава собственников.
Сейчас, по информации сайта правительства Вологодской области, Елена Муромцева занимает должность референта начальника департамента культуры и туризма Владимира Осиповского. Ранее чиновник стал фигурантом уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК («Злоупотребление должностными полномочиями») и ч. 4 ст. 159 УК («Мошенничество»). На время расследования его отстранили от должности, но затем Осиповский вернулся в кресло главы департамента.
Монополия на дедушку
В 2013-м правительство Вологодской области создало автономное учреждение «Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза». Директором назначили Веру Воробьеву — тоже бывшую учительницу. Центр, наряду с АО «Дед Мороз», занимался проведением культурно-массовых мероприятий для туристов. Но в 2019-м его решили ликвидировать, а имущество передать АО «Дед Мороз». Как объясняли в правительстве региона, это было необходимо для оптимизации структуры управления проектом.
По договору аренды имущество перешло к ООО «Дед Мороз-Сервис» — частной компании Татьяны Муромцевой. Осиповский тогда говорил, что передать все напрямую АО нельзя по закону, поэтому понадобилось «промежуточное звено».
И снова процедуру провели с нарушением антимонопольного законодательства — без конкурса. Собственность Деда Мороза, включая терем стоимостью более 23 миллионов рублей, досталась частной компании за символическую арендную плату — чуть более 800 тысяч рублей за 11 месяцев. Таким образом, на региональном рынке туристических услуг, связанных с Дедом Морозом, фактически образовался монополист в лице Муромцевой. Другие туроператоры были, разумеется, против.
Региональное управление ФАС потребовало все вернуть госучреждению и организовать конкурс или аукцион. В ноябре 2019-го арбитражный суд признал действия УФАС законными. Департамент имущественных отношений попытался оспорить это решение в суде, но проиграл.
Дед Мороз в убытке
Стоит заметить, что компаний с названием «Дед Мороз-Сервис» две. Одна — государственная, «дочка» АО «Дед Мороз». Другая принадлежит Муромцевой — ей в итоге и отошло все имущество Деда Мороза. Последняя процветала. По данным СПАРК, в 2019-м выручка компании составила 82 миллиона рублей, а чистая прибыль — 6,4 миллиона. Государственный же «Дед Мороз-Сервис» последние пять лет находится в убытке. Впрочем, как и головная компания АО «Дед Мороз», потерявшая за 2019-2020 годы более 36 миллионов рублей. При этом расходы фирмы в 2020-м превысили сто миллионов.
В пресс-службе АО «Дед Мороз» на вопросы РИА Новости о финансах проекта отвечать отказались, сославшись на коммерческую тайну.
В октябре 2020-го к Муромцевой нагрянули с обыском, возбудили уголовное дело о превышении полномочий (ч.1 ст.2 85 УК). В чем именно ее обвиняют — неизвестно.
Как сообщили в «Единой России», членство Муромцевой в партии приостановлено.
Тем не менее, несмотря на уголовное преследование, она продолжает заниматься бизнесом и госконтрактами. Так, ее ООО «Резиденция», оказывающее услуги по предоставлению питания, в марте 2021-го получило заказ на организацию фуршетов и обедов для администрации Великоустюгского муниципального района на 400 тысяч рублей.
Кроме того, Муромцева еще в июле 2020-го создала турфирму. Основным партнером ее новой компании выступает АО «Дед Мороз», которое она возглавляла ранее.
В правительстве Вологодской области подтвердили, что АО «Дед Мороз» несет убытки. Основной причиной назвали «падение показателей выручки от продаж».
С самой Татьяной Муромцевой РИА Новости связаться не удалось.
«Все фальшивое»
В Сети о поездке в резиденцию больше положительных отзывов. Правда, часто отмечают, что получилось слишком дорого.
Впрочем, финансовые проблемы, череда судов и уголовных дел, пандемия, как указывают собеседники агентства, не могли не сказаться на проекте.
По словам главы отдела туризма администрации Великоустюгского района Натальи Боринской, с 31 декабря по 9 января вотчина Деда Мороза ожидает порядка 25 тысяч гостей. Всего в минувшем году тут побывали более 30 тысяч туристов. Раньше, по ее словам, было по 50 тысяч.
По оценке турагентств, Великий Устюг входит в десятку самых популярных направлений внутри страны. Трехдневный тур обойдется в 25-35 тысяч рублей на человека.
При этом, как уточняют в Ассоциации туроператоров, программа в резиденции рассчитана лишь на детей шести-восьми лет. В то время как в финской Лапландии, где находится дом Санта-Клауса, развлечения есть и для родителей.
На это жалуются и туристы. Например, Мария Д. говорит, что скучно было даже детям: костюмы аниматоров выглядели бедно, а шоу — непроработанными.
«Думала, там будет русский дух, но в итоге это китайская подделка, — объясняет она. — Детям понравилось только кататься на «ватрушках». Но там нет медицинской помощи. А если травма? Скорая быстро не приедет из-за плохих дорог. Фактически мы жили в бывшем детском лагере: длинные коридоры, все ужасно обшарпанное. В первую же ночь под детьми провалилось дно кровати. И в целом — все здесь пахнет советчиной. Даже еда: первое, второе и компот. При этом цены московские, выше среднего».
Похожие впечатления и у Романа Хоменко, приехавшего в Великий Устюг в день рождения Деда Мороза, 18 ноября.
«Дочка где-то услышала про вотчину и просила нас отвезти ее к Деду Морозу, — рассказывает он. — И вот она смотрит вокруг и говорит (уже, не знаю, в двадцатый раз): «Уходим». Потому что все фальшивое. Они (создатели проекта. — Прим. ред.) пытались монетизировать дедушку в санях, дух Русского Севера, лесную сказку. И установили в вотчине Деда Мороза — в дремучем лесу — полипропиленовую елку из китайского Гуанчжоу».
Взлететь не получилось
Один из основателей проекта в беседе с РИА Новости отмечает, что дела вотчины «то лучше, то хуже, но развитие идет».
«В последние два года у нас кризис не только из-за бывшего руководства (Татьяны Муромцевой. — Прим. ред.), но и из-за коронавируса, — объясняет собеседница, попросившая не указывать ее имя. — Плюс сложная логистика. Мы удалены от крупных городов. Даже поезда не доходят до Великого Устюга. Ближайшие станции — Ядриха и Котлас, от них надо добираться на перекладных. Самолеты тоже не летают — аэропорт ремонтируют с 2019-го. Поэтому очень сложно привлекать инвесторов. Скажу прямо: причин, по которым у проекта не получилось взлететь, хватает».
Наталья Боринская уверяет, что тенденция увеличения турпотока сохраняется на протяжении многих лет, потому что «проект яркий».
«АО «Дед Мороз» — это коммерческое предприятие, которое полностью находится на самоокупаемости. Не сказать что очень прибыльное, но на зарплату людям хватает. Нельзя говорить, что Муромцева развалила бизнес, она была хорошей хозяйкой — ведь все стоит на ногах», — считает она.
В октябре временно исполняющим обязанности генерального директора АО «Дед Мороз» стал Алексей Израловский — начальник управления культуры, спорта и молодежной политики в администрации Великоустюгского района.
По мнению собеседников агентства, если новый менеджер не проявит искренней заинтересованности в развитии компании, проект «Дед Мороз» так и будет существовать — ни шатко ни валко.
Фото © Фото предоставлено правительством Вологодской области/ria.ru