Игроки туристской отрасли Санкт-Петербурга в этом году могут праздновать победу – по мнению участников заседания Комиссии по въездному туризму Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, которое прошло 12 сентября в МДЦ «Нептун», динамика развития рынка в летнем сезоне 2011 г. была положительной. Однако эксперт СЗРО РСТ, директор компании «Нота Бена» Михаил Ушаков уверен: туриндустрии Санкт-Петербурга крайне необходима поддержка городского Правительства по продвижению дестинации.
Открывая на заседании Комиссии обсуждение предварительных итогов летнего сезона этого года, вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Сергей Корнеев отметил, что предприятия индустрии показали «разный и разноплановый» рост.
В частности, очень перспективными для Санкт-Петербурга становятся туристские рынки стран Южной Америки. Продвижение города интересно обеим сторонам – на прошлой неделе при поддержке членов, партнеров и Исполнительной дирекции СЗРО РСТ в Северной столице прошли съемки телепередачи «El Resto del Mundo» одного из крупнейших аргентинских телеканалов Canal 13. Часовой сюжет будет посвящен как достопримечательностям Санкт-Петербурга, так и повседневной жизни горожан.
«Конечно, одна Аргентина вала туристов не даст. Но у нее и ряда других стран Южного полушария есть два больших плюса. Во-первых, между ними и нашей страной существуют соглашения о взаимном безвизовом въезде. Во-вторых, сезон отпусков в этих странах приходится на осень-зиму, и это может помочь нам сбалансировать турпоток», - отметил Сергей Корнеев.
Важным пунктом обсуждения стала информация эксперта СЗРО РСТ, директора специализирующейся на онлайн-бронировании номеров в отелях компании «Нота Бена» Михаила Ушакова по итогам завершающегося высокого сезона. Он констатировал, что падения спроса не произошло, и сезон можно считать удачным.
При обсуждении динамики цены на размещение в гостиницах и отелях летом 2011 г. мнения участников заседания разделились. Так, отельеры полагают, что одним из положительных факторов, повлиявших на въездной туризм в Санкт-Петербурге в завершающемся сезоне, стало небольшое снижение цен или, по крайней мере, отсутствие их роста. «Средняя цена проживания осталась на уровне 2010 г., и при этом спрос увеличился в основном за счет туристических групп и корпоративных мероприятий в июне-июле», - отмечает директор по продажам и маркетингу «Гранд Отель Европа» Екатерина Куликова.
Однако оценка Михаила Ушакова не сходится с мнением отельеров. Согласно его данным, средняя цена за ночь в санкт-петербургской гостинице выросла с $200 в 2010 г. до $230 в 2011 г. Наиболее существенно, по словам эксперта, подорожали гостиницы классов «три звезды» и «пять звезд». Средняя стоимость проживания в трехзвездочной гостинице в Северной столице составила 6000 руб. за ночь, что превышает среднеевропейский уровень, рассказал директор «Нота Бена» участникам заседания Комиссии.
Сезон показал, что огромная работа городских властей и всего туристского сообщества, включая СЗРО РСТ, по повышению уровня безопасности жителей и гостей Санкт-Петербурга и борьба с имиджем «бандитской столицы России» принесли свои плоды. Туристы, посещающие Северную столицу, теперь ставят на первое место вопросы визовой поддержки и хорошую погоду, а не криминогенность обстановки.
Бурную дискуссию вызвало утверждение Михаила Ушакова об увеличении числа небольших туристских компаний, которые не стремятся афишировать свою деятельность, вступать в профессиональные союзы и ассоциации и соотносить свою деятельность с принятыми в сообществе нормами. Его поддержал генеральный директор турфирмы «Ника» Леонид Флит: «Появилось много организаций, не соблюдающих до конца нормы и требования законов, но при этом занимающихся приемом туристов. Нужно, чтобы они работали прозрачно и в правовом поле».
Некоторые участники заседания даже предлагали ввести «туристскую полицию», которая делала бы деятельность таких фирм более прозрачной. Сергей Корнеев подчеркнул, что для решения подобных задач действующим инструментом продолжает оставаться Единый федеральный реестр туроператоров, однако полностью поддержал идею о более полном вовлечении таких компаний в решение насущных вопросов отрасли.
Члены Комиссии отметили тот факт, что далеко не всегда российские туристы для путешествий в Санкт-Петербург пользуются услугами туроператоров. В качестве одного из возможных вариантов изменения подобной ситуации, которое помогло бы увеличить и число зарубежных гостей, Михаил Ушаков видит разработку турфирмами новых туристских продуктов и их активное продвижение.
«У некоторых петербургских фирм сейчас есть отличные туры и программы, но они пользуются исключительно локальным спросом», - полагает он. Необходимо выйти за рамки своеобразных туристских стереотипов, считает директор «Нота Бена»: например, в списке самых востребованных достопримечательностей Парижа Лувр занимает лишь пятое место. Остальные – новые туристские объекты. По мысли эксперта, Петербург вполне мог бы пойти по стопам французской столицы.
Однако главная задача властей и турсообщества, говорит Михаил Ушаков, - комплексное и непрерывное продвижение Санкт-Петербурга как туристской дестинации. Ведь Северная Венеция, согласно международным рейтингам, чуть менее интересна туристам, чем Венеция итальянская, и намного менее привлекательна, чем другие европейские столицы.
Необходима реклама города на международном рынке, как прямая, так и посредством успешного взаимодействия с мировой общественностью и прессой. «Всего одна публикация о Санкт-Петербурге этим летом в New York Times вызвала значительный всплеск заказов на туры в наш город», - приводит пример Михаил Ушаков.
Эксперт полагает: с такой масштабной задачей, как продвижение Северной столицы внутри страны и за рубежом, туристскому бизнесу не справиться в одиночку. Необходима постоянная комплексная поддержка со стороны Правительства Санкт-Петербурга и профессиональных ассоциаций. Северо-Западное региональное отделение РСТ будет и дальше интегрировать деятельность игроков рынка и чиновников и выдвигать собственные инициативы. Начало этому уже положено в пилотном проекте по обмену социальной рекламой с городами России под слоганом «Открой свою страну»