О развитии медицинского туризма в Петербурге заговорили еще в конце 2016 года, когда Георгий Полтавченко подписал меморандум со Всемирной туристской организацией о совместном развитии города как туристического центра, в том числе медицинского.
С этого года в Петербурге открылась штаб-квартира Российской Ассоциации медицинского туризма, которая взаимодействует с несколькими крупными клиниками и медицинскими учреждениями города.
Эксперты отмечают, что медтуризм — это перспективное для Петербурга направление, но, чтобы дойти до высоких международных стандартов, нужны годы.
Медицинский туризм вошел в программу развития Петербурга до 2023 года, на эти цели суммарно потратят около 3 млрд рублей. На ПМЭФ-2018 несколько медучреждений проявили интерес к медтуризму. Известно, что это направление активно развивают в Центре им. А. Алмазова, Медицинском институте им. С. Березина, а также в Детской городской больнице им. К. Раухфуса, также к сотрудничеству с Агентством медицинского туризма в ближайшее время планирует присоединиться клиника "Меди".
"По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 году число международных туристов вырастет до 1,6 млрд, около 3-4% населения планеты будут ездить за границу на лечение и оздоровление, а медицинский туризм станет одним из наиболее приоритетных направлений развития национальных экономик", — приводит статистику президент Ассоциации медицинского туризма, генеральный директор ГК "Кинезис", Игорь Платонов.
По мнению Платонова, в Петербурге медицинский туризм может быть развит только при наличии государственной поддержки. Сейчас, по его словам, у города есть для этого неплохой потенциал, который поддерживает наличие старой медицинской школы, достаточно большое количество клиник, оснащенных по самым современным стандартам, а также низкие цены.
"Ряд клиник прошли сертификацию и имеют международные сертификаты ISO. Думаю, в Петербурге целесообразно развивать наиболее востребованные у иностранных пациентов направления, такие как онкология, кардиология, кардиохирургия, офтальмология, стоматология, ортопедия, вспомогательные репродуктивные технологии, пластическая хирургия и нейрохирургия", — считает он.
Одна из первых клиник, которая успешно начала продвигаться по пути предоставления медицинских услуг туристам, — МИБС им. С. Березина. По словам председателя правления института Аркадия Столпнера, МИБС сделал ставку на внедрение высоких технологий в диагностику и лечение онкологических заболеваний. Лечение для туристов на радиохирургических и радиотерапевтических установках в Онкологической клинике МИБС обходится в 200-400 тыс. рублей за курс. Курс протонной терапии в Центре протонной терапии МИБС 1,8 млн рублей, то есть меньше $30 тыс., что, по словам Столпнера, в несколько раз ниже, чем в клиниках Европы и США.
"По уровню технической оснащенности МИБС не уступает ведущим онкологическим центрам Европы и США, а некоторые и превосходит. Так, далеко не все европейские онкологические клиники и даже не все европейские страны имеют центры протонной терапии, в которых рак лечат с применением наиболее современной на сегодня технологии — с помощью протонов. Из-за большого потока пациентов наши специалисты к тому же имеют зачастую заметно больший опыт, чем их европейские коллеги, а наша команда внедряет новые свои методики и разработки. К примеру, у нас проходила лечение пациентка из Сербии, которая не смогла найти в Европе клинику, где радиохирургическими методами лечили бы меланому сосудистой оболочки глаза. У нас эта операция проводится на гамма-ноже с сохранением органа и зрения", — рассказал он.
Сейчас в МИБС, по словам Столпнера, приезжают туристы в основном из стран бывшего Союза: из Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Украины, стран Прибалтики, Армении. Один из первых пациентов в Центр протонной терапии был направлен коллегами из Израиля, потому что там пока нет собственных протонных центров. Также большой поток туристов приезжает из регионов России.
"Мы заключили соглашение о сотрудничестве с больничными кассами Израиля, и уже появились первые пациенты из этой страны. Надеемся, что со временем поток вырастет. Если говорить о цифрах. В онкологической клинике мы ежегодно проводим лучевое лечение около 3 тыс. человек, приезжие составляют более 70% потока пациентов. Примерно 15% от потока — иностранцы. Мощность Центра протонной терапии — 800 пациентов в год, но на этот показатель мы будем выходить постепенно, а в этом году планируем провести лечение около 200 человек. Приезжие составят примерно 45%", — рассказал эксперт.
Генеральный директор клиники "Меди" Марина Касумова рассказала "ДП", что клиника пока только приступила к разработке программы медтуризма, но работать они планируют по разным направлениям: "Стоматология, косметология, пластическая хирургия, лазерная коррекция зрения, семейная медицина. Думаю, что флагманами в развитии медицинского туризма могут стать лазерная коррекция зрения и пластическая хирургия".
Давид Цырлин, генеральный директор компании Remote Diagnostic Support (RDS), ставит под сомнение качество российских медицинских услуг, выдвигая на первый план по привлекательности для иностранцев только стоматологию и ряд неврологических дисциплин, которые хорошо развиты в России. RDS занимается предоставлением телемедицинских услуг с иностранными специалистами, а также организацией медицинского туризма для петербуржцев в Германию и Израиль.
"Зарубежные пациенты могут быть заинтересованы в стоматологии, потому что она здесь дешевле при довольно высоком качестве услуг. А вот в пластической хирургии я сомневаюсь, она несет слишком высокие риски для медицинских компаний, и поэтому соотношение цена-качество сравнимо с заграничными услугами подобного рода. Надо понимать, что иностранцы валом не поедут. Например, в моей практике немецкие специалисты предъявляют очень серьезные требования, которым соответствуют далеко не все российские клиники. Речь чаще всего идет о протоколах исследований. Возможно, иностранцы поедут по отдельным отраслям медицины. Например, в тех случаях, когда ряд исследований не проводится в рутинной практике в медицинских центрах их стран, что делает проведение самих исследований достаточно затруднительным. Однако, что греха таить, сделать их в России проще и доступнее", — отмечает он.
Также он отмечает, что для развития медицинского туризма в Петербурге не хватает хорошего менеджмента: "Часть медицинского туризма, с которой можно брать деньги и с которой нужно брать деньги — это сервисная составляющая, то есть конкретно туристическая часть. Например, в Германии, когда пациент приезжает в страну с женой, их в аэропорту встречает машина с водителем, а помимо посещения врача у них предусмотрен график шопинга, ресторанов, экскурсий и всего остального. Это хорошая модель, с которой нужно брать пример. Пациент при этом должен заплатить туристической компании, которая будет организовывать сервис и договариваться с клиникой. Нужен менеджмент, но не медицинский, а туристический. Грубо говоря, медицинской составляющей там может быть на 100 рублей, но туризма можно сделать на 10 тыс. Медицинские компании в Петербурге туризмом заниматься не умеют. Развивать нужно в первую очередь именно его, а к нему прибавлять профилактическую медицину".
Относительно туристов из регионов Цырлин обращает внимание, что они могут получить по закону медицинские услуги в петербургских клиниках бесплатно: "Вы можете приехать заплатить за местные медицинские услуги, а можете получить все бесплатно. Просто пациенты чаще всего не в курсе, что они могут просто приехать в гипотетический медицинский центр на поликлинический прием и при наличии показаний пройти достаточно дорогостоящие процедуры за счет территориального фонда своего региона, если в медицинском учреждении есть квоты, то есть свободные места для этих пациентов. Самое важное, что это вполне законно с точки зрения медицинского центра", — объяснил он.
Евгений Самус, эксперт по маркетингу и клиентоориентированности в медицине и создатель обучающей программы по медицинскому маркетингу, отмечает, что следует разделять два основных типа туристов: приехавших из других регионов России, чтобы полечиться в Петербурге, и иностранных медицинских туристов. Для вторых прежде всего не хватает кадров со знанием языка.
"Я сразу начну говорить про сервис, так как туризм — это прежде всего сервис и клиентоориентированность. Естественно, большинство россиян из небольших и удаленных от мегаполисов городов будут в восторге от качества сервиса и уровня оснащения питерских медучреждений, как государственных, так и частных. Но, пользуясь опытом проведения аудитов качества сервиса в медучреждениях, могу с уверенностью сказать, что европейский уровень сервиса наблюдается крайне редко, а языковой барьер есть практически везде. Моему партнеру из Швейцарии месяц назад срочно понадобился стоматолог, меня в городе не было, я сделал больше 50 звонков, чтобы найти англоговорящего стоматолога-ортопеда. Для развития приема иностранных пациентов вижу перспективной стоматологию и санаторно-курортное лечение, так как и то и другое при достойном уровне качества стоит в Санкт-Петербурге сильно дешевле. Но не будем забывать, что есть кадровое голодание, англоязычных врачей мало, англоговорящих администраторов практически нет, медицинских переводчиков не хватает. Я больше верю в развитие внутреннего медицинского туризма, так как для приема иностранцев будет достаточно много трудностей перевода, как в прямом смысле, так и касаемо сервиса", — рассказал он.
Фото: Алена Марченко