Число турагентств в России стремительно сокращается, эксперты дали прогноз на ближайшее будущее

За последние три года в России резко сократилось число офисов турагентств – только в Москве, начиная с 2014-го, с рынка ушло около 21% компаний. К такому выводу в ходе своего исследования пришли специалисты информационного сервиса 2ГИС.

При этом мнения самих представителей туристической розницы на этот счет значительно отличаются. Но в одном эксперты все-таки сошлись: основной причиной сокращения турагентств является вовсе не кризис, а снижение туроператорами агентской комиссии.

Как отмечается в исследовании 2ГИС, проведенного по заказу «Лента.ру», больше всего офисов закрылось в Омске (30 %), в Красноярске (29%) и Ростове-на-Дону (26%). При этом, по данным сервиса, начиная с июля прошлого года незначительный рост числа турагентств отмечается всего в 4-х городах России: в Санкт-Петербурге (+2.6%), Казани (+2.8%), Екатеринбурге (3.9%) и Воронеже (7.3%).

Впрочем, ряд экспертов туристического рынка подвергают результаты этого исследования сомнению. «Безусловно, эти данные 2ГИС ошибочны, или даже, скорее, неактуальны. Я думаю, эта статистика отражает ситуацию 2015 и 2016 годов, когда количество турагентств, действительно, снижалось. В Нижнем Новгороде процентов на 30, В Москве – на 20%, а в среднем по России – примерно на 25%. Но, начиная с января 2017 года количество турагентств начало расти», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексан Мкртчян, гендиректор сети «Розовый Слон».

При этом эксперт отметил, что только в этом году по России открылись около 15-18% новых турагентств по сравнению с 2016-м. «В первую очередь сказывается общее улучшение экономической ситуации, а также стабилизация в туристическом секторе. Прежде всего, из-за открытия Турции. Это огромный приток денег. Чтобы понимать: в этом году наша отечественная туриндустрия выходит на цифру в 4 млн человек в Турцию, а прошлом году было около 100 тысяч – значительная разница», - пояснил г-н Мкртчян.

Однако такой позитивный настрой разделяют не все эксперты. Так, по прогнозам Рашада Мамедова, гендиректора и владельца группы компаний «TBS», которая управляет целым рядом крупных турагентских сетей, к 2018 году с рынка уйдет от 20% до 30% агентств. Как отмечает собеседник, на турагентский рынок серьезно влияют сразу несколько разнонаправленных тенденций. Из положительных стоит выделить тот факт, что в этом году вернулась Турция, и также нельзя исключать, что зимой к ней присоединится Египет. Во-вторых, курс доллара стабилизировался, из-за чего зарубежные направления вновь начали пользоваться хорошим спросом. Два этих фактора, по словам эксперта, привели к тому, что на розничный туристический рынок стали возвращаться ушедшие в кризис игроки, однако в целом скорость закрытия офисов турагентств всё-равно превышает скорость открытия новых. «Сейчас я вижу, что в агентствах серьезно увеличились продажи, однако, с рынка всё-равно продолжают уходить хорошие агентства. Это происходит по непонятной причине. Ведь если в период кризиса в 2015 году турагенты даже за 2 или за 3 млн рублей не продавали свои офисы, то сейчас свой бизнес многие готовы продать всего за 500-600 тыс. С чем это связано? Причина одна - прибыль агентств серьёзно упала из-за снижения туроператорами размера комиссии», - пояснил эксперт. По его словам, если в 2014 году средняя комиссия турагентства составляла около 11% от стоимости турпакета, то на сегодняшний день она составляет примерено 7.5%. При этом операционные расходы розницы только растут.

«Тогда, в 2014 году, турагентства, которые в месяц продавали туров на 10-15 млн рублей, зарабатывали примерно 1.6 млн. На сегодня с точно такими же продажами турфирма может заработать не более 1.2 млн. При этом расходы увеличились, поскольку зарплаты сотрудникам нужно тоже индексировать. Агентствам каким-то образом надо бороться с этой проблемой, но это чума, которая очень быстро распространяется. Туроператоры объясняют урезание комиссии желанием снизить цены на туры, однако ни один туроператор никогда в жизни не сможет доказать мне, что тур, который стоит $2 тысячи, будет продаваться лучше, если забрать у агентства 4% комиссии, и за счет этого снизить цену до $1920. Для меня это вранье, придуманное туроператорскими компаниями. Почему тогда они не открывают свои собственные агентства, которые могли работать вообще без прибыли за минимальную комиссию? Зачем им мы? Пусть сами реализуют свой продукт, если это так легко», - довольно эмоционально заявил владелец «TBS».

С тем, что политика туроператоров негативно влияет на розницу, согласен и Виктор Акулинин, директор «Бюро международного молодежного туризма «Спутник-Тамбов». Однако эксперт подчеркивает, что присутствует немало и других факторов, провоцирующих сокращение турагентского рынка.

«Я не буду спорить с озвученными 2ГИС данными, но если рассматривать ситуацию по нашему региону, то у нас сокращений практически нет. Несколько фирм действительно закрылись. Но, во-первых, есть сезонный фактор, когда летом всплывают компании, которые не в сезон не работают. Во-вторых, наш основной поток завязан на Москву, и по сравнению с другими регионами, где агентства очень сильно зависят от местных рейсов, которые ставят туроператоры, у нас есть некое преимущество. Но, конечно, в целом тенденция не очень здоровая - многие турагентства уже практически полностью оптимизировали издержки при первом кризисе, связанном с закрытием Турции и Египта. А сейчас из-за понижения комиссии и введения промо-тарифов сложилась довольно напряженная ситуация. И выживать в таких условиях довольно проблематично», - пояснил Виктор Акулинин.

При этом собеседник подчеркнул, что в первую очередь кризис все-таки связан с экономикой, с общим снижением платежеспособности населения. «Если положительная динамика в экономике все-таки проявится, то я думаю, что и турагентский бизнес переживет эти времена вместе со всеми. Но как будут работать турагентства предстоящей зимой, если не откроют Египет, я слабо представляю, а как говорится в оном известном фильме – зима близко», - заключил он.

Тут стоит добавить, что сокращение турагентского рынка в России ранее не раз связывалось с появлением различного рода онлайн-сервисов. Более того, некоторые эксперты говорили о том, что через несколько лет подавляющее число туристов перейдет в онлайн. Однако пока эксперты призывают этого не бояться. «Сейчас у нас есть пара онлан-агрегаторов, которые верят сами и других убеждают, что через 3-5 лет офлайн-агентства отомрут за ненадобность. Но это я слышу уже на протяжении последних 15-ти лет. Нет этого и на Западе, поэтому верить в такие прогнозы не стоит», - уверен Рашад Мамедов. По его словам, даже в Европе, где подавляющее большинство туристов пользуется кредитными картами при покупке туров, на долю классических турагентств приходиться более 50% продаж.

Со своим коллегой согласен и гендиректор сети «Розовый Слон». «Туристы, действительно, обращаются к системам онлайн-бронирования, но они очень внимательно следят за ценами и в реальности покупают там, где дешевле. А дешевле, зачастую, именно в классических турфирмах. Но на самом деле я даже рад, что у туристов появился широкий выбор, поскольку это подстегивает турагентства постоянно быть в конкуренции с онлайн-агрегаторами», - отметил Алексан Мкртчян.

По его словам, характерная тенденция этого лета – в 80% случаев туристам выгоднее покупать путевки в офлайн-турагентствах, чем в интернете. Как отмечает эксперт, это связано с тем, что крупные туроператоры еще зимой выкупили огромные блоки номеров в отелях, в первую очередь в Сочи, Анапе и Ялте, а также Турции. «И соответственно они дают цены на пакеты намного дешевле, чем при формировании путешествия из отдельных элементов через онлайн-сервисы. Например, на август «Сочи Парк Отель» мы продаем примерно за 18 тыс. руб. за двух человек на неделю, а если турист попытается купить такой тур через интернет, то ему придется заплатить уже около 30 тыс. за неделю на двоих. Получается, что на массовых пляжных направлениях, таких так Крым, Сочи, Турция, Греция, Испания, Италия и т.д., турагентства продолжают оставаться все конкуренции», - резюмировал гендиректор Алексан Мкртчян.

Фото: Турпром.ру

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Статистика/аналитика»

Апрель 14, 2024 - 11:41

Согласно результатам исследования Московского международного салона образования (ММСО), проведенному среди 1 233 совершеннолетних жителей разных регионов России, каждый десятый россиянин мечтает работать в сфере туризма, однако большинство пока не считает эту сферу подходящей для долгосрочной карьеры.

 

Апрель 7, 2024 - 21:02

Россияне в 2024 году стали заметно активнее интересоваться Алжиром, рост спроса может быть связан как с интересной экскурсионной программой, так и с наличием прямой авиаперевозки на рейсах Air Algerie, сообщает Российский союз туриндустрии (РСТ).

 

Март 26, 2024 - 05:08

Эксперты одной из из МСК компаний, лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки в Санкт-Петербург, какие индустрии чаще отправляли своих сотрудников в Северную столицу и какие отели выбирали в 2023 году.

 

Март 20, 2024 - 22:27

Согласно данным, представленным генеральным директором Управления по туризму Египта г-ном Амром Эль-Кади во время московской выставки MITT, в 2023 году количество туристов из России, посетивших Египет, составило более 1,4 миллиона человек, что на 40% превышает показатель 2022 года.