В Интернете гуляет забавное наблюдение, оформленное как картинка: почти во всех российских городах столбы заклеены суровыми объявлениями "работа" и "кредит", а в Петербурге — настраивающими на романтический лад "отдых" и "хостелы".
Под "отдыхом", нетрудно догадаться, скрываются подпольные бордели. Картинка–демотиватор может стать пророческой: после принятия в первом чтении закона о запрете работы хостелов и мини–отелей в жилом фонде уже не только депутаты сравнивают хостелы с борделями. Многие участники рынка и сами видят будущее отрасли именно таким: мини–отели в квартирах уйдут в подполье и люмпенизируются. Несмотря на то что, по заявлениям авторов, цель проекта — упростить жизнь соседям хостелов, вряд ли им после этого станет легче.
Молодежная гостиница Soul Kitchen занимает 600 м2 в двух расселенных коммуналках на одной лестничной клетке с другими квартирами. В 2014 году она вошла в топ–10 лучших хостелов мира по версии Booking.com, но в случае запрета, скорее всего, закроется. Как рассказывает владелец хостела Сергей Сорокин, перевод в нежилой фонд и отдельная лестница будут стоить от 1 млн рублей. "Без взяток это продлится годы, как с экзаменом в ГИБДД: каждый раз нас будут заворачивать", — говорит он. Да и проблему это полностью не решит: в нежилом фонде отелю тоже работать нельзя, для этого нужно дополнительно оформить помещение именно как гостиницу.
Предприниматели признаются, что сейчас практически ежедневно обсуждают, кто что будет делать после третьего чтения. И пока результаты этих обсуждений явно не такие, как хотелось бы депутатам. Переезжать и переоборудоваться не собирается почти никто: затраты не оправдывают результата. Самые добросовестные, те, кто не хочет работать вне правового поля, закроются. Остальные — уйдут в подполье. Один из хостельеров объясняет, что, прекратив работу, окажется в долгах: он до сих пор выплачивает кредит за квартиру, где находится отель, а ее продажа не окупит затрат на ремонт, рекламу, закупку мебели и оборудования.
Рынок малых гостиниц и посуточной аренды квартир и сейчас далеко не самый прозрачный. Договоры, чеки, официальное оформление для многих арендодателей квартир — редкость. А после того как Госдума разом выведет их всех из правового поля — такие предприниматели и вовсе махнут рукой на формальности: терять уже нечего. Соседи хостелов, поддерживающие запрет, совершают ту же ошибку, что и депутаты: они думают, что, если что–то официально запретить, оно и в самом деле перестанет существовать. Объявления на петербургских столбах уже сейчас подтверждают, что проблемы так просто не решаются.