Кто не успел, тот опоздал. И вот уже весь мир дерется сам с собой и друг с другом за туриста. Лидирует в схватке Европа, обладающая мощнейшим потенциалом с точки зрения въездного туризма. Чего не скажешь о России, которая, похоже, не спешит вступить в конкурентную баталию. Оно, может, и правильно: тише едешь, дальше будешь, а поспешишь… вот именно, сами знаете. И все-таки, почему иностранные туристы не спешат в Россию? Среди сдерживающих факторов на первом месте дороговизна авиабилетов. На втором – отсутствие или недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры. Это значит, страна испытывает дефицит средне- и низкобюджетных гостиниц, мест отдыха и развлечений, адекватной транспортной сети и справочно-информационных служб.
Изучить общественное мнение в отношении поездок в Россию и впечатления тех, кто здесь уже побывал, решил онлайновый авиапоисковик Skyscanner. Реакция большинства респондентов была негативной. Участники опроса утверждали, что Россия непомерно дорога для туриста. Многие раскритиковали туристическую инфраструктуру (второй фактор со знаком «минус»). Более тридцати процентов опрошенных рассказали о серьезных проблемах, связанных с отсутствием оной. Еще десять процентов пожаловались на то, что им так и не удалось почерпнуть необходимую информацию о поездке в Россию.
Правда, более половины респондентов признали, что Россия привлекает их и своими природными красотами, богатой историей и чудесной культурой. В этой группе около 15 процентов сообщили о том, что хотели бы увидеть русские монастыри и церкви. А тринадцать процентов на первое место поставили уникальную архитектуру, а также российские города и деревни с их причудливыми, неповторимыми постройками. Оставшиеся 16 процентов говорили о российских ремесленниках, делающих замечательные сувениры, а также о мастерах, создающих прекрасные произведения культуры, которые-то, по их мнению, и влекут туристов в Россию.
Ни для кого не секрет, что российский туризм находится, если так можно выразиться, в зародышевом состоянии, не в последнюю очередь обязанный своим отставанием социалистическому прошлому. Правда, на нынешнем этапе своего развития, страна реализует целый ряд федеральных программ продвижения туристической отрасли, призванных устранить ее слабые стороны и сделать ставку на самые передовые технологии ради создания новых услуг и концептов, которые обеспечат продвижение России на международные рынки. На том же общегосударственном уровне решается вопрос развития инфраструктуры, дефицит которой на сегодняшний день остается главным фактором, сдерживающим развитие национального туризма. Увы, но до сих пор ничего не делается для того, чтобы покончить с чрезмерным ценовым бременем на транспортные и гостиничные услуги.
С другой стороны, беспрецедентные меры принимаются к тому, чтобы облегчить получение российской визы иностранными туристами. Судя по тому, что последние по-прежнему не спешат в Россию, на этом направлении предстоит сделать очередные, более существенные, шаги. Нет человека, который бы не считал Россию изумительной и неповторимой страной, достойной внимания туриста, которому она пока что не раскрыла весь свой богатый внутренний потенциал. Хочется также верить, что индустрия путешествий будет развиваться не только в Москве, но и во всей России.