Старинную фотографию из собрания музея-заповедника отреставрировали в Павловске

Как пояснила старший научный сотрудник Музея-заповедника «Павловск» Елена Арутюнян, фотография сделана в день бракосочетания греческого принца Андрея Греческого, сына вел. кн. Ольги Константиновны, племянника вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и Алисы Баттенбергской (Дармштадт, октябрь 1903 года).

Во второй половине XIX века «остановить мгновение», запечатлеть себя и своих близких, красоту природы и архитектуры — становится неотъемлемой частью жизни разных слоев общества и прежде всего представителей аристократии. С 1860-х годов фотография прочно входит в быт представителей Дома Романовых. К концу XIX — началу ХХ вв. вдовствующая императрица Мария Федоровна, император Николай II и члены его семьи, вел. кн. Михаил Александрович увлечены любительской фотосъемкой. Многочисленные фотографии украшали интерьеры петербургских и загородных дворцов, сотни фотографий были заключены в фотоальбомы.

Собрание фотографий Музея-заповедника «Павловск», насчитывающее более 2000 фотографий, сформировалось в основном из поступлений послевоенного времени, в том числе из Государственного музея революции и Артиллерийского музея. Кроме того, в коллекции есть несколько фотографий, хранившихся в Павловском дворце к моменту превращения жилого дворца в музей (1918 г.).

Большая часть из них принадлежала представителям династии Романовых. Это — и репрезентативные портреты большого формата, кабинетные портреты, серии фотографий, запечатлевших посещение маневров, парадов, госпиталей членами императорской фамилии; любительские фотографии, особенно трогательные, отразившие приватную жизнь императора Николая II и его семьи, детские портреты наследника престола Алексея Николаевича и его сестер. Значительную часть коллекции составляют фотографии с видами Павловского парка конца XIX — нач. XX вв.

Из собрания вдовствующей императрицы Марии Федоровны происходит группа фотографий с изображением Александра III, Марии Федоровны, их детей и ближайших родственников (представителей правящих династий западноевропейских стран). Временные рамки изображений: 1866 — 1910-е гг. Изображения Марии Федоровны представлены как кабинетными портретами работы известных петербургских фотографов и фотоателье: С. Левицкого — пионера отечественной фотографии, Бергамаско, Пазетти, фотоателье «Ган и К», датских фотографов, например, серия фотографий «Похороны датского короля Христиана IX», виды Фреденсборга — резиденции датских королей, так и ее изображениями в группах военных, на маневрах, на яхтах, на полковых праздниках.

Перипетии XX века: революция, тяжелые 1920-е годы, годы войны и эвакуация сказались на состоянии сохранности фотографий: многие из них имеют следы механических повреждений в виде разрывов или вмятин, потрепанные углы и т. д. Одна из таких фотографий — фотография с бракосочетания греческого принца Андрея Греческого и Алисы Баттенбергской.

Исторический снимок свидетельствует, что на торжество из России прибыли семья Николая II c дочерьми, великий князь Сергей Александрович с супругой — великой княгиней Елизаветой Федоровной, а также представители монарших домов различных стран, многие из которых были связаны родственными узами.

Более чем за сто лет фотография потускнела, края замялись и порвались, на тыльной стороне появились пятна. Как пояснила художник-реставратор графики Светлана Севастьянова, все эти проблемы удалось решить с помощью щадящих технологий. Отреставрированную фотографию поместили в специальное паспарту из бескислотной бумаги.

Фото Pavlovskmuseum.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Июнь 12, 2025 - 12:03

Эррол Маск в составе делегации иностранных участников «Форума будущего 2050», который проходил в Москве, 10 июня посетил Музей Победы.

 

Июнь 12, 2025 - 11:54

12 июня в 12.00 музейно-выставочный центр «Россия – Моя история» приглашает всех желающих отметить День России, приняв участие в традиционной празднично-публицистической программе «День России. Лето. Петербург».

 

Июнь 10, 2025 - 16:59

У картин удивительная судьба. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» создавались по заказу императора Павла I как единое полотно, которое вместе с изображением других царских резиденций разместили в Михайловском замке.

 

Июнь 9, 2025 - 16:43

Музей Академии художеств при поддержке Российской Академии художеств представляет межмузейный выставочный проект «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели».