Рекомендую поспешить в Петергоф: там открылась выставка «Карл Брюллов. Итальянский альбом» из частного собрания. Хотя такие частные выставки там бывают нередко, рисунки на свету не рекомендуют хранить.
Альбом не сброшюрован, и это дало возможность показать каждый лист отдельно, причём даже оборотные стороны — как то раз я видела подобную экспозицию в Михайловском замке, и это очень сближает нас с тем, что нарисовано.
33 листа первоначально были разрознены. Карл Брюллов подарил несколько рисунков в 1832 году в Риме юной графине Стефании Витгенштейн. Стефания Радзивилл, фрейлина императрицы Марии Федоровны, потом жена графа Льва Витгенштейна, с семьей которого художник был близок, скончалась в тот же год. Наследники Витгенштейнов хранили альбом полтора столетия и увезли с собой в эмиграцию. В 1993-м альбом был куплен в Англии у потомков знатного рода банком «Столичный». После 1998 года, когда банк потерпел крах, он перешёл под управление одного из ЗПИФ. Сейчас «Итальянский альбом» принадлежит ООО «Вектор Интерком».
Судьба Карла Брюллова связана и с Петергофом: художник часто приезжал на императорскую дачу писать портреты императрицы и дочерей Николая I. Летние прогулки по аллеям Нижнего парка, живописное и скульптурное убранство царских дворцов, каррарский мрамор фонтанов мысленно возвращали его в милую сердцу Италию.
И вот спустя почти двести лет Карл Брюллов снова в Петергофе. Выставка открылась в “Большой Оранжерее” – это модульное и инновационное для классического музея пространство, позволяющее воплощать различные идеи. Здесь можно проводить выставки, дискуссии, круглые столы и реализовывать детские проекты. Посмотрите фото, предоставленные пресс службой ГМЗ Петергоф : какое великолепное пространство, позволяющее внимательно рассмотреть все детали представленного.
К выставке подготовлен каталог, автором текста которого выступил Г. Н. Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII-первой половины XIX века Русского музея. То, к чему приложил руку Григорий Наумович, всегда отличается высочайшим классом. Я хорошо помню выставку Брюллова в Константиновском дворце — мы часа два слушали его и ни у кого не возникало мысли прервать. Спасибо ему за новый труд.
Фото Peterhofmuseum.ru/Татьяна Бушманова