В 2022 году цены на проживание продолжат расти.
Подъем интереса к внутреннему туризму привел в 2021 году и к увеличению загрузки российских отелей. По мнению многих экспертов, наблюдается перераспределение спроса, ранее ориентированного на внешние направления. По имеющимся данным, заполняемость гостиниц была на 20% выше, чем в 2020 году. Однако не все участники рынка поддерживают оптимистичный взгляд на ситуацию. Подробности — в материале «Известий».
По предоставленным «Известиям» данным Radisson Hotel Group (RHG), заполняемость отелей этой сети на самых востребованных направлениях России по итогам 2021 года будет выше почти на 20%, чем в прошлом году. Цены на номера выросли при этом ориентировочно на 15%. По ожиданиям RHG, выручка номерного фонда по итогам 2021-го превзойдет предпандемийный 2019 год. Самый устойчивый рост показало сочинское направление (побережье и горный кластер Роза Хутор). В курортном Сочи гостиничная загрузка полностью восстановилась на уровне 2019 года при более высоких средних тарифах.
— Несмотря на введенные ранее ограничения, мы фиксируем рост среднегодовой загрузки на уровне порядка 30% по сравнению с прошлым годом, — сказала старший региональный директор RHG по оптимизации доходов в регионе Восточная Европа, Россия, Турция Виолетта Ромэро дэ Торрэс. — Мы также видим тенденцию всесезонного спроса в отличие от позапрошлого года, где был более ярко выражен сезон катания в горах и пляжный отдых в летние месяцы.
В Москве и в столичном регионе средняя загрузка отелей всё же уступает 2019 году, хотя всего на 14%. Пока лучшим месяцем в этом году оказался октябрь, когда разрыв с 2019 годом составил всего 3%.
— Наибольший разрыв в загрузке по сравнению с 2019 годом наблюдался в летние месяцы, что связано с недостатком организованных туристических потоков из других стран, прежде всего из Азии, — рассказала Ромэро дэ Торрэс. — По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем серьезный рост как в загрузке (плюс более 40%), так и в цене за счет активного развития внутреннего туризма, возросших потоков бизнес-путешественников, спроса на мероприятия, а также туристов из ближневосточного региона.
Вместе с тем в Санкт-Петербурге восстановление загрузки происходит более медленными темпами по сравнению с Москвой. На сегодняшний день по отелям, расположенным в центральных локациях и рядом с аэропортом, снижение составляет менее 20% по сравнению с 2019 годом. В гостиницах, имеющих большие площадки для проведения конференций и деловых мероприятий, разрыв немного выше, уточняют в RHG.
— Это связано с большей зависимостью города от международного туристического потока и крупных конгрессных мероприятий, — объясняет Ромэро дэ Торрэс. — Самый большой разрыв в загрузке по сравнению с 2019 годом, как и в Москве, пришелся на летние месяцы, в связи с отсутствием туристических групп, особенно из Китая и других стран.
В RHG отмечают, что восстановление происходит довольно быстро, хотя неравномерно, так как «центрально расположенные небольшие отели смогли заместить недостающий спрос внутренним туризмом, в то время как крупные конгресс-отели пока еще в стадии восстановления из-за недостатка мероприятий».
Неравномерность загрузки гостиничных комплексов по всей стране отмечают и в Ростуризме.
— Так, курортные территории в этом году демонстрируют рост показателей к 2019 году, — сообщили «Известиям» в ведомстве. — А в некоторых регионах, например, в крупных городах, где загрузка отелей зависит от делового и въездного туризма, а также от проведения массовых спортивных и культурных мероприятий, показатели сейчас отстают на 15–20% от допандемийного уровня. На показатели также существенно влияет фактор сезонности. Выше всего загрузка в отелях 4–5 звезд.
Всплеск интереса к внутреннему туризму в 2021 году может свидетельствовать о том, что у россиян не оказалось существенной альтернативы для путешествий, предполагает руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин.
— В допандемийном 2019 году мы могли полететь в любую точку мира, — говорит Валерий Трушин. — В 2021 году путешествовать в другие страны достаточно проблематично. Прежде всего, не все страны готовы принимать туристов ввиду эпидемиологической обстановки. Кроме того, путешествие в другую страну достаточно проблематично в сегодняшних реалиях — нужно заботиться о паспортах вакцинации, визах, которые закончились, ПЦР-тестах, карантинах и так далее.
Однако, как считают некоторые эксперты, пока преждевременно говорить о восстановлении туристической активности по всей России.
— В целом данных о «всплеске» туризма на рынке нет. Скорее речь идет о перераспределении того спроса, который ранее был ориентирован на внешние направления в сторону внутренних, — говорит старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Мережко.
По данным Ростуризма, в первом полугодии турпоток на внутренних направлениях составил 49 млн человек, что на 5% ниже, чем в 2019 году. С учетом ограничений, связанных с мерами по сдерживанию распространения пандемии COVID-19, сложно прогнозировать восстановление рынка внутреннего туризма до показателей 2019 года или их превышение. В лучшем случае, по итогам года сохранится отставание на те же 5%, полагает Марина Мережко. При этом и о каком-либо восстановлении въездного туризма также не может быть и речи — по данным Пограничной службы РФ, за 9 месяцев 2021 года число иностранных граждан, въехавших в страну с целью туризма, составило порядка 175 тыс. человек, двумя годами ранее — 4,3 млн человек.
Фактор закрытых гостиниц еще в 2020 году мотивировал россиян на путешествия внутри страны. Многие открыли для себя, что по России можно и нужно путешествовать.
— Стали появляться чартерные рейсы не только по курортным, но и по туристическим направлениям, например, в Казань, — говорят в АО «Гостиничная компания». — Ситуация зависит от конкретного региона, и в некоторых из них рост выручки достигался не только за счет роста загрузки, но и за счет значительного роста ADR (средней дневной нормы), как это было на курортах Краснодарского края.
Участники рынка отмечают, что Сочи и Роза Хутор были популярны среди корпоративных клиентов и до пандемии. Тем не менее всё больше компаний выбирали при этом альтернативные направления, например, Турцию, Армению, Грузию.
— За время пандемии компании «соскучились» по Сочи и готовы рассматривать город как место для проведения мероприятий, — говорят в АО «Гостиничная компания». — Но на спрос со стороны компаний и индивидуальных гостей, конечно, повлияло введение требований по перечню документов, предъявляемых при заезде в гостиницы Краснодарского края (QR-код или ПЦР-тест и согласие на вакцинацию в течении трех дней). И нет сомнений, что Роза Хутор останется популярнейшим направлением для горнолыжного туризма.
Эксперты отмечают, что Сочи сегодня — один из самых инфраструктурно развитых курортов России, что однозначно делает его более привлекательным. Однако ценовая политика отелей сильно завышена в соотношении цена–качество. Россияне, которые уже побывали на заграничных курортах, сравнивая их с отелями той же звездности в России, не получают привычного уровня сервиса, полагают специалисты.
Сегодня многие зарубежные компании предпочитают проводить мероприятия и тренинги в России (из-за более жестких COVID-ограничений в других странах), и Москва, конечно, в списке приоритетных направлений. Санкт-Петербург также остается востребован среди иностранных туристов. Однако это осложняет и восстановление загрузки отелей — индивидуальные туристы выбирают малые места размещения, которые очень развиты в городе и предлагают более выгодные цены.
В Cushman & Wakefield замечают, что с учетом скорректированных данных за полный год средняя цена номера по рынкам двух столиц может приблизиться к показателям 2019 года (+/- 5–7%), но существенного роста не будет.
— По загрузке результатов оставшегося до конца года периода не хватит, чтобы показатели рынка приблизились к итогам 2019 года, — говорит Марина Мережко. — По рынку Санкт-Петербурга отставание составит порядка 30% от итогов 2019 года, по рынку Москвы — порядка 20%.
Генеральный директор УК «ГОСТ Отель Менеджмент» Наталья Обыдённова признает, что никто из участников рынка не сумел спрогнозировать увеличившийся спрос в области внутреннего туризма.
— Столь впечатляющие результаты курортного сегмента, к сожалению, пока что не достижимы для городских отелей, — говорит Наталья Обыдённова. — 2021-й для отелей Москвы пока на 15–20% отстает от показателей допандемийных времен.
В Гильдии малых отелей, хостелов и посуточной аренды жилья России и Российской гостиничной ассоциации не смогли ответить на запросы «Известий». Также «Известия» направили запросы на комментарий по поводу результатов 2021 года крупным гостиничным сетям.
В 2022 году продолжит восстанавливаться международный туризм, что несомненно приведет к оттоку сегмента туристических групп и индивидуальных путешественников, а также, отчасти, и небольшого MICE (деловой туризм), полагает управляющий партнер маркетинговой компании SEA Company Андрей Шемякин. При этом существенную роль в этом сыграет включение Sputnik V в список одобренных вакцин ВОЗ.
— Высокий спрос сохранится, поскольку доля туристов и корпоративных клиентов, которые выберут внутренний туризм, достаточно высока, а инфраструктура еще совсем не развита во многих регионах, — считает Андрей Шемякин.
В АО «Гостиничная компания» отмечают, что в текущих условиях прогнозы делать сложно, так как «картинка происходящего очень быстро меняется».
— При составлении бюджетов отелей на следующий год мы предполагаем постепенное восстановление сегмента MICE-мероприятий, группового бизнеса в Москве, Сочи, Казани, — говорят в АО «Гостиничная компания». — На количество индивидуальных гостей, особенно в летнее время, может негативно повлиять фактор открытых границ и возможности поездок в Турцию, Грецию, Египет. Возможно, будут открываться другие туристические направления.
Прогнозы на 2022 год зависят от того, будет ли у россиян возможность выехать за границу: будет ли достигнуто соглашение по взаимному признанию вакцин и какова будет эпидемиологическая обстановка.
— Заявленных проектов туристических кластеров по всей России в настоящее время огромное количество, однако все они пока далеки от завершения. Соответственно, в следующем году рынок, скорее всего, удержит показатели 2021 года с небольшой коррекцией в сторону роста загрузки и средней цены номера, — резюмируют в Cushman & Wakefield.
В Ростуризме прогнозируют, что в 2022 году загрузка отелей в России в среднем вырастет на 15–20% по сравнению с 2021 годом и достигнет, таким образом, допандемийного уровня. При этом сохранится тенденция этого года: рекреационные и курортные территории продемонстрируют рост, тогда как в субъектах Федерации, которые пока не могут восстановить показатели из-за сокращения иностранного турпотока, загрузка останется на 15% ниже допандемийного уровня. Если в 2022 году эпидемиологическая ситуация позволит увеличить въезд в страну и будет запущена электронная виза, то отрасль может поставить рекорд по турпотоку и обороту за весь постсоветский период.
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев