Цены на авиабилеты в России достигли рекордных значений. Но ещё интенсивнее дорожает проезд на междугородних автобусах.
Стоимость перелёта "в экономе" в среднем по России в июле 2024 года достигла 9,12 тыс. рублей в расчёте на 1 тыс. км пути, следует из данных о ценах на товары и услуги, опубликованных Росстатом.
По итогам августа тарифы опустились до 7,9 тыс. рублей, однако это всё равно на 20 % выше значений августа 2023 года.
Цены подвержены влиянию сезонного спроса. Например, перелёт экономклассом из Краснодарского края, где работает только сочинский аэропорт, в августе этого года стоил порядка 19 тыс. рублей за 1 тыс. км. Тогда как в период низкого спроса показатель опускался до 7–8 тыс. рублей.
Билеты на самолёт из Петербурга в течение первых 8 месяцев 2024 года были примерно в полтора раза дороже, чем в среднем по России. Минимальный разрыв наблюдался в феврале — 39,7 %, а максимальный в мае — 64,2 %. В 2021 году разница в среднем составляла всего 30 %.
Динамика цен на авиабилеты из Москвы примерно повторяет петербургский тренд, но в абсолютных значениях тарифы столичных аэропортов на 16 % ниже, чем в Пулково.
Далеко не уедешь
Если перелёты по России относительно января–августа 2021 года, судя по данным Росстата, подорожали примерно на 43 %, то проезд в плацкартном вагоне поезда за тот же период прибавил в цене только 34 %. Проезд в междугородних автобусах в расчёте на 50 км пути стал дороже на четверть. Однако, если в ценах на авиа– и ж.–д. билеты силён фактор сезонности, то поездки в автобусах дорожают несмотря ни на что.
Автобусы из Москвы и Краснодарского края по состоянию на август 2024–го стали стоить на 70 % больше относительно начала 2021 года, из Воронежской области — на 50 %, из Петербурга — на 38,6 %, из Белгородской области — на 26 %.
Тарифы на проезд в междугородних автобусах не регулируются, а цены складываются из множества факторов, обращает внимание председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
“
"Выросла стоимость топлива, запчастей, нового подвижного состава. Стоит задача по индексации зарплат. Также высокий спрос на ряде направлений, если мы берём юг, формирует достаточно высокие цены", — говорит эксперт.
При этом в относительных цифрах автобусы подорожали на уровень, сопоставимый с ростом цен на перелёты и путешествия на поезде, считает он. Перевозки на междугородних автобусах действительно наименее сильно регулируются со стороны властей, подтверждает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. К тому же такие услуги крайне редко субсидируются из региональных бюджетов.
“
"На дефицит водителей сейчас жалуются и городские, и междугородние перевозчики. Чтобы люди продолжали работать, им нужно поднимать зарплату. Если город может привлекать водителей чем–то ещё, например предлагать служебное жильё, то частный междугородний перевозчик — только деньгами. Поэтому цены там могут расти даже сильнее", — поясняет Кирилл Янков.
Эксперты обращают внимание на то, что автобус как вид транспорта для дальних поездок редко может конкурировать с поездами и тем более самолётами. По словам Ильи Зотова, автобусы в основном обслуживают направления протяжённостью до 1 тыс. км.
Чтобы добраться на курорты, граждане редко выбирают автобус, добавляет Кирилл Янков.
“
"Куда самолёты сейчас не летают, ходят поезда. Мало кто захочет несколько суток ехать в автобусе. Передвижение на таком транспорте — это по большей части расстояния 200–500 км, и это не поездки в отпуск", — разъясняет специалист.
На машине дешевле
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), более 60 % всех туристов в 2024 году отправлялись в путешествия на собственных автомобилях.
По словам президента РСТ Ильи Уманского, рост стоимости ж.–д. и авиабилетов в связи с инфляцией подталкивает людей ездить на отдых на своих машинах.
Весной этого года правительство РФ даже утвердило специальную концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года.
Согласно планам Кабмина, к 2030 году число турпоездок на автомобилях и автобусах должно вырасти с 27 млн до 47 млн человек. По итогам 2023–го россияне совершили около 78 млн поездок по стране, из которых треть пришлась на автотуризм.
Фото gov.kz