Египтяне уже понемногу открывают пляжи Красного моря для купания, однако впечатление, произведенное нападениями акул, оказалось таким сильным, что далеко не все туристы готовы отправиться в уже оплаченный тур в эту страну. Акула наделала много шума и в профессиональном сообществе. Всю прошлую неделю Роспотребнадзор в лице руководителя ведомства Геннадия Онищенко не уставал заявлять, что в случае отказа от тура в Египет россияне вправе рассчитывать на возмещение туроператором полной стоимости. Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ), в свою очередь, заметили, что заявления Г.Онищенко противоречат существующему законодательству и сложившейся юридической практике. В отраслевых организациях полагают, что есть две возможности, когда это требование бесспорно юридически обосновано. Первая – Египет объявляет чрезвычайное положение и объявляет ситуацию форс-мажорной, и тогда египетские партнеры обязаны вернуть все деньги за не оказанные услуги российским турфирмам, а те – своим клиентам. Вторая – государственные органы РФ, например, Роспотребнадзор и МИД объявляют Египет страной опасной для российских туристов и запрещают выезд российских граждан в эту страну. Тогда российские турфирмы могут хотя бы официально требовать с египетских партнеров возвращения уплаченных ранее денег и освобождения от штрафных санкций. Но от правительства РФ или Федерального агентства по туризму (Ростуризм) заявлений/рекомендаций относительно запрета въезда на курорт Шарм эль Шейха в Египте или существующей в Египте угрозы безопасности российских туристов не поступало. Кто же прав? Согласно ст.32 Закона "О защите прав потребителей", "потребитель имеет право отказаться от услуги в любой момент и получить обратно всю сумму за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов". "Ключевым в ст. 32 Закона о защите прав потребителей является слово "фактически", - пояснил "Интерфакс-Туризму" адвокат Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Алишер Захидов. – Основанием для вычета той или иной суммы из полной стоимости тура является штраф, выписанный на конкретный ваучер, то есть на конкретного туриста". По его словам, нет никаких оснований принимать во внимание некие общие документы туроператора, из которых следует, что он перевел какие-то деньги в отель. Именно такие документы, как правило, туроператоры приводят в качестве подтверждения того, что деньги клиента уже переведены в отель и являются невозвратными. Стоит отметить, что технология работы туроператоров с отелями такова, что деньги за туристов они переводят в отель или буквально накануне заезда туриста, или – через две-четыре недели после его отъезда. Таким образом, не получить деньги рискуют туристы, отказывающиеся от тура за день-два, туристы же, чьи туры начинаются через неделю-две, могут настаивать на возвращении денег. В пользу туристов в данном случае трактуется и понятие "существенные условия договора". К существенным условиям договора российское гражданское законодательство относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В законе о туристской деятельности сказано, что к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится, в том числе, и информация о потребительских свойствах туристского продукта: о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия. В законе также сказано, что "каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора". К существенным изменениям обстоятельств относится, в том числе, и "ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке". Несомненно, опасность нападения акул, вследствие которой туристы лишаются возможности купания в море, может рассматриваться как ухудшение условий путешествия. Отказа от тура – не единственный выход из этой ситуации. Большая часть проблем с туристами, которые испугались ехать в Шарм эль Шейх, была решена операторами "мирным" путем, который устроил обе стороны. Людям предлагались туры в другое время, в другие страны или в Египет же, но на другой курорт. Но и те, кто решил отказаться от поездки вообще, вправе рассчитывать на возврат своих денег. Лишь одна ситуация освобождает участников рынка от ответственности – форс-мажор, когда возникают обстоятельства неодолимой силы, например, любое стихийное бедствие, война, эпидемии. Тогда ни оператор ничего не должен своему клиенту, ни клиент не вправе с него что-то требовать.