Эксперты рынка прогнозируют спад спроса на круизы среди иностранных туристов в 2012 году. Уже сейчас круизные компании стимулируют восстановление рынка ценовыми предложениями. Ситуация на российском рынке выглядит для операторов более оптимистично. 2011 год закончился для европейской круизной индустрии крайне положительно. По данным Европейского круизного отчета, экономика Европы получила за прошлый год от круизов рекордные 36,7 млрд евро (на 54% больше, чем пять лет назад). За год в круизах побывало 20,6 млн человек, из них 30% - европейцы. Основным поставщиком круизеров в Европе в прошлом году стала Великобритания. За весь 2011 год в круизах побывало более 1,6 млн британцев, которые потратили 2,8 млрд евро, что на 10,1% больше, чем годом ранее. На втором месте по пассажиропотоку находится Германия. В пятерку европейских стран-доноров входят также Италия, Испания и Франция. В первую пятерку самых крупных портов 2011 года вошли порт испанской Барселоны (около 2,66 миллиона человек), итальянских Чивитавеккьи (2,4 миллиона) и Венеции (около 1,79 миллиона), греческого Пирея (1,56 миллиона) и британского Саутгемптона (почти 1,45 миллиона), сообщает «РИА Новости». Порт Санкт-Петербурга (четвертое место в рейтинге портов Северной Европы) в 2011 году обслужил более 455 тысяч пассажиров. Такие данные приводит АТОР. Участники туррынка не исключают, что 2012 год сложится для европейской круизной отрасли хуже, чем прошлый. Причина - трагедия CostaConcordiaи ряд других ЧП в отрасли круизной индустрии, которые произошли в этом году. «Если брать европейский рынок, то можно отметить небольшой спад. Трудно сказать, в чем причина – экономическом кризисе или трагедии CostaConcordia», - рассуждает руководитель круизного департамента компании PACGROUP Михаил Фельдман. Ситуация на российском рынке выглядит для операторов более оптимистично. «Если говорить о количественном показателе, то по объемам мы планируем сохранить уровень прошлого года. Однако прибыльность этого сегмента падает», - рассказывает замдиректора компании «Бриз Лайн» Илья Мелитицкий. По его словам, с целью сохранить поток круизные компании выпускают привлекательные ценовые предложения. «Сейчас цены на круизы примерно на 30% меньше, чем в прошлом году. Это является одним из главных стимулов для поездок россиян», - поясняет Илья Мелитицкий. Михаил Фельдман согласился, что цены, с которыми зашли круизные компании в новый год, изначально были примерно на 10% ниже, чем в прошлом году. «Помимо этого постоянно выпускаются ценовые предложения. Например, не так давно восьмидневный тур можно было купить за 300 евро. Такого еще не было», - отмечает эксперт.