Новые подробности о будущей системе тотального контроля за турбизнесом.
Разработка информационной системы «Электронная путевка» (ЭП) продолжается. До запуска осталось полгода, а бизнесу до сих пор не объяснили, как будет построен процесс, каких вложений от турфирм он потребует, как государство будет использовать полученную информацию. Авторы проекта по-прежнему скупы на подробности, но кое-что нам удалось узнать.
ГИС – значит бесплатно. Но не для всех
Система инициирована и профинансирована государством, однако до недавнего времени не было четкой информации по поводу статуса проекта. В кулуарах высказывалось предположение, что участники рынка должны будут подключиться к электронной путевке на платной основе. Что не могло не вызвать волну негатива со стороны бизнеса. После совещания, которое на днях прошло в Ростуризме, наконец-то стало известно, что вопрос решен. Электронную путевку зарегистрируют как государственную информационную систему (ГИС). Значит, обслуживаться она будет за счет госбюджета и участие в ней для представителей рынка будет бесплатным.
Но есть нюанс. Подключиться напрямую к ЭП смогут только туроператоры, на чьих сайтах есть электронные системы бронирования. Далеко не все их имеют, соответственно, кому-то придется вложиться в срочную модернизацию ресурсов или покупку специального софта. К примеру, популярное приложение «Мастер-Web» стоит более 100 тыс. рублей.
Еще один вариант – работа с ЭП через сайт Ростуризма. Но для этого надо будет вручную вносить данные о каждом проданном туре.
Кто и что узнает из электронной путевки про туриста?
ГИС «Электронная путевка» будет доступна органам МВД и ФСБ. Другие госструктуры, подключённые к межведомственному обмену информацией, также смогут получить доступ к данным о туристах, приобретающим турпакеты.
Рабочая группа проекта обсуждает детали безопасности персональных данных и информации, относящейся непосредственно к турпродукту.
Увидит ли турист агентскую комиссию?
Ответа на этот вопрос, столь острый для розницы, пока нет. Обсуждаются несколько вариантов расчета стоимости тура, которая в итоге должна будет отображаться в электронной путевке.
Вариант первый: показывать в системе только цену перевозки и размещения, без всех дополнительных услуг (страховки, визы, экскурсии и т. д.). Сторонники такого подхода ссылаются на то, что аналогичным образом рассчитываются отчисления туроператоров в фонды персональной ответственности.
Второй вариант – отображать в ЭП полную сумму средств, которые турагент получает от туриста. Наконец, есть мнение, что в системе должна фигурировать стоимость тура за вычетом агентской комиссии. Это самый неблагоприятный сценарий для розничных компаний. Но есть и другие.
Тема будет детально обсуждаться в конце июня на наблюдательном совете «Турпомощи», чей Комитет по IT входит в рабочую группу проекта «Электронная путевка».
Ростуризм ждет помощи от бизнеса
С самого начала работы над проектом Ростуризм заявлял о том, что ведет активные консультации с представителями бизнеса. Сейчас в рабочую группу входят генеральный директор «Випсервиса» Дмитрий Горин и его коллега из ClickVoyage Игорь Козлов, а также директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. Они признают, что вопросов по электронной путевке пока больше, чем ответов, и призывают специалистов туризма участвовать в обсуждении.
При любом развитии ситуации запуск системы ожидается согласно графику. Ориентировочно в июле к системе в тестовом режиме подключат три компании: «НТК Интурист», ClickVoyage и One Touch & Travel. Массовое тестирование проекта начнется в сентябре и продлится до декабря 2017 года, когда и должна состояться сдача госзаказа.
Автор Роман Сологуб