Эксперты из Ассоциации Содействия Российско-Китайскому Туризму (АСРКТ) проанализировали первые итоги внедрения бесплатных электронных виз (ЭВ) в России для иностранных туристов, раскритиковав реализацию этой изначально правильной идеи: несмотря на благие намерения, ЭВ не смогла увеличить классический турпоток, зато дала возможность нажиться на туристах околомафиозным структурам от туризма.
Обобщив все плюсы и минусы действующей ЭВ, АСРКТ написала письмо в Правительство РФ с предложениями по улучшению этого института. Об этом корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» рассказал Юрий Цуркан, председатель АСРКТ.
«В числе прочих, нашей организацией было представлено экспертное мнение на предмет анализа механизмов введения и реализации электронной визы органами исполнительной власти РФ и организациями ими уполномоченными», - сообщил собеседник.
Выборочный анализ произведен на основе опыта введенияв Санкт-Петербурге бесплатной электронной визы, когдас 01.10.2019 года иностранные граждане, представители стран, входящих в перечень из 53 государств получили право свободного нахождения и перемещения на территории Санкт-Петербурга и ЛО на срок до 8 дней включительно. В частности отмечалось, что в результате введения в Санкт-Петербурге и Калининграде электронной визы существенного роста въездного турпотока не произошло.
Согласно информации МИД РФ промежуточные итоги внедрения электронной визы за период с октября 2019 по февраль 2020: по Калининградскому региону выпущено около 90 тысяч ЭВ; по Санкт-Петербургу и ЛО было выпущено более 100 тысяч ЭВ.
Всего по Северо-Западу по ЭВ въехало в РФ около 80% лиц оформивших визы, что в среднем составляет 9-15 тысяч человек в месяц, или более 500 человек в день, раздельно на каждом из направлений. За период с октября 2019 по февраль 2020 в Санкт-Петербург и ЛО всеговъехало немногим более 1,4 млн иностранцев, из них, предъявители ЭВ составили чуть более 1% (что меньше уровня статистической погрешности). При этом необходимо отметить, что бесплатная ЭВ стала хорошим инструментом укрепления приграничных связей, дала возможность чаще встречаться родным и близким, которые в силу исторических процессов живут по разные стороны границы.
С чем при этом столкнулись?
Следует в первую очередь отметить, что введение ЭВ, это безусловно шаг вперед, это неизбежная составляющая мировых интеграционных процессов и при определенных условиях это может принести несомненную пользу отечественной туриндустрии. Ознакомившись с Постановлением Правительства мы с удовлетворением отмечаем, что власти прислушались к мнению тур сообщества. Практически все пожелания и предложения, приведенные в многочисленных обращения общественности были учтены. ЭВ предполагает консульский сбор, что даст возможность наполнения бюджета, срок пребывания ограничен 16-ю днями, что не позволит использовать этот канал для организации незаконной трудовой деятельности. Вводится принимающая сторона, что исключит обезличивание при нахождении иностранцев в РФ.Соответствующих регламентов по в открытом доступе нет, но можно предположить, что надежды иностранных компаний стать некими «уполномоченными» и получить легальную возможность в массовом порядке «клепать» ЭВ очевидно не оправдались.
Таким образом, у нас есть основания надеяться, что планы теневого бизнеса по разворачиванию массового въезда в РФ нелегальной рабочей силы под видом туристов так и останутся планами…
Пандемия когда-нибудь пойдет на спад, но готовиться нам к этому следует уже сейчас, туризм, это бизнес оптимистов, поэтому наши коллеги предлагают не останавливаться на достигнутом и готовят предложения по дальнейшему стимулированию процесса восстановления туротрасли в период выхода из пандемийных ограничений. Процессинг по заполнению визовых анкет полностью остается за границей, поэтому объективно, большая часть доходов от ЭВ по прежнему останется у иностранных компаний, а это недополученные доходы наших предприятий и, как результата недополученные бюджетные поступления.
В этой связи мы считаем, что в качестве системных мер поддержки туроператорских технологий и практического шага по поддержке отечественной тур отрасли со стороны государства на этапе выхода из пандемийных ограничений Правительству РФ было бы целесообразно предусмотреть дополнительный регламент предоставляющий российским туроператорам возможность аккредитовывать свой IP адрес в качестве оператора по ответственному заполнению визовых анкет.
Опция по ответственному заполнению визовых анкет аккредитованным российским туроператором даст возможность:
Данная практика по защите тур отрасли основана на зарубежном опыте и имеет положительную оценку. Протекционизм в условиях мирового кризиса, это насущная необходимость, резюмировал Юрий Цуркан.
Фото: Турпром.ру