В Малой церкви Государственного Эрмитажа открылась небольшая, но чрезвычайно занятная выставка работ российских стекольных дел мастеров 18-20 веков.
Воображение всех, кто был рядом, покорила стеклянная кровать — дипломатический подарок царского двора иранскому шаху. В начале 19 века отношения были сложные, вспомните гибель Грибоедова. Именно в это время по приказу Николая I отправился в путь обоз с деталями этого ложа, задуманного еще в царствие Александра I. Дорога была сложной, в результате до места назначения добрался только один человек, да и то не мастер, а военный, поручик Носков. Но он смог собрать эту необыкновенно хрустальную конструкцию, которую установили в шахских покоях дворца Гулистан, прямо напротив палаты с хрустальным бассейном, присланным из России ещё в 1819 году. Восторг был неописуем. Поручику предложили награду, но он отказался — человек военный попросил отдать несколько сотен русских пленных.
По возвращению император, выслушав доклад посланца, наградил его переводом в гвардейский генеральный штаб, орденом Святого Владимира IV степени и еще высочайше пожаловал 500 червонцев. А в 1828 году, по заключении мира с Персией, вместе с персидским принцем Хозрев-Мирзой прибыли в Санкт-Петербург и подарки поручику Носкову от шаха. Император российский разрешил Носкову принять все дарованное, а орден Льва и Солнца II степени велел носить, как положено по уставу.
Вот так же чудесные истории можно узнать на выставке. Из чудес выставочных мы увидели бокалы, созданные к 300 — летию дома Романовых, но уже дополненные серпом и молотом — ну не пропадать же добру.
Все делали выполнялись по прототипу петровских, сделанных ещё в начале 18 века.
Совершенно дивные чисто домашние вещицы, не на показ, а для удовольствия: музыкальная шкатулка в виде клавессина. Реставратор смогли восстановить звук, но пока не знают, что это за произведения.
Рядом небольшая шкатулка «для мелочей» — Александра Фёдоровна, жена Николая I, хранила в ней колечки.
Не те перстни, которые чаще всего видим на картинах и экранах, а незамысловатые подарки «по случаю», памятные обоим супругам.
Подарки — яйца к пасхе были популярны ещё в до времен Фаберже, они выполнялись полыми из стекла, внутри серебрились. Таким примером на выставке является яйцо Ямбургского завода с гравированным изображением Богородицы Азовской. Выполнено в первой четверти 18 века.
Очень интересны тарелки с рисунком, нанесенным с внешней стороны. Они похожи на объёмные камеи, да и выполнялись по их прототипам
Вообще, прогулка по выставке позволяет буквально в красках увидеть весь путь развития этого искусства — от прозрачных изделий до многослойных цветных, когда эффект достигается снятием лишнего в тех или иных областях.
Есть и наоборот, когда на форму сверху накладывались объёмные детали.
Великолепно выглядят изделия, которые мы привыкли называть хрусталем — тщательная огранка, сложные рисунки. Такое было, пожалуй, только в России.
Мне было интересно погулять между витринами, где представлена вся история развития этого необыкновенного искусства, сочетающего блеск кристалла и тонкость граней. Приглашаю и вас
Татьяна Бушманова
Фото Татьяна Бушманова