Всё новые купонные сервисы, через которые распространял свои путёвки с огромными скидками сбежавший туроператор «Идеальный мир», начинают возвращать деньги пострадавшим туристам. Вчера о старте таких выплат заявил сервис «LadyKupon». Впрочем, юристы склонны называть такой шаг скидочных сервисов не «актом доброй воли», а «вынужденным шагом». «Идеальный мир» прославился тем, что давал турагентствам комиссию в размере 30%, а частным клиентам продавал туры на «купонных» сервисах со скидкой в 50%. Очевидно, что добропорядочный туроператор в современных реалиях ведения бизнеса не имеет возможности давать столь огромные скидки. Поэтому эксперты сразу предположили, что компания имела проблемы с оборотными средствами, восполняя их за счет вала. А под конец руководство «Идеального мира» таким способом просто собрало с туристов и агентов деньги, а потом с ними исчезло. Ситуация для туристов «Идеального мира» усугубилась тем, что фингарантии туроператора оказались недействительными: Росгосстрах, указанный в реестре Ростуризма, открестился от договора с «Идеальным миром», заявив, что на 2011-2012 года договор с этим туроператором не продлевал.
Примечательно, что через 3 недели после исчезновения «Идеального мира», о своём «желании» вернуть деньги клиентам туроператора заявили купонные сервисы. «С февраля 2012 года «Выгода.ру» совместно с туроператором «Идеальный мир» провели десять акций, продажи составили около 100 купонов», - ранее рассказал исполнительный директор «Выгода.ру» Владимир Маринович. «Репутационные риски для компании важнее. Мы юридически оценили ситуацию и возможные потери, и пришли к выводу, что лучше выплатить неустойку всем, а не только тем счастливчикам, которых около 10 человек, которые не успели обменять купоны на договор», - добавил Олег Савцов, директор по развитию компании Biglion.
А в среду 23 мая о начале возврата денег заявил третий купонный сервис - LadyKupon.ru. «Компания LadyKupon.ru сотрудничала с туроператором «Идеальный мир» с января 2012 года. За это время было проведено более 10 успешных акций. Однако в результате мошеннических действий «Идеального мира» в конце апреля 2012 года более 100 пользователей портала LadyKupon.ru не смогли воспользоваться купленными турпутевками. Несмотря на то, что денежные средства переведены туроператору и вернуть их не представляется возможным, портал LadyKupon принял решение за собственный счет обеспечить своих пользователей, купивших путевки, возможностью воспользоваться планируемым отдыхом. Для этого одной части клиентов были возвращены денежные средства, а другие владельцы купонов смогут выбрать себе подходящий тур на LadyKupon.ru в течение года. Всем клиентам выслана необходимая информация на электронные адреса», - сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе LadyKupon.
Любопытно, что юристы расценивают решение купонных сервисов как вынужденную меру, а не как «жест доброй воли». «С одной стороны мы, в любом случае, можем поприветствовать такое проявление лояльности купонных сервисов к своим клиентам. С другой стороны, надо понимать, что в случае возможных судов позиция купонных сервисов вряд ли оказалась бы завидной. Подозреваю, что у их клиентов нет на руках договора о реализации туристского продукта или иных документов, с которыми они могли бы обратиться в суд с иском к туроператору или страховщику. В связи с этим претензии клиентов в любом случае были бы направлены в адрес купонного сервиса. Кроме того условия приобретения купонов часто предусматривают возврат денег за несостоявшиеся акции», – отметил Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата». Таким образом, добавил эксперт, лояльность купонных сервисов - это не только жест доброй воли, но и просто нормальная, если не сказать вынужденная, мера.