Трагедия теплохода "Булгария" стала поводом для масштабных проверок водного транспорта Петербурга со стороны всевозможных ведомств. Чиновники находят незначительные нарушения, судовладельцы обещают все устранять. Однако и те, и другие жалуются на невозможность наказывать настоящих нарушителей — нелегальных перевозчиков и гидроциклистов-лихачей. Вчера в ЗакСе состоялось заседание комиссии по транспорту, на котором обсуждалась безопасность водных перевозок в Петербурге. После трагедии с теплоходом "Булгария", затонувшим на Волге, многочисленные ведомства начали проводить проверки состояния петербургских судов. Игорь Лепехин, транспортный прокурор Санкт-Петербурга, сообщил, что его организация по заданию генеральной прокуратуры до 25 июля проводит проверку совместно с Ространснадзором и Роспотребнадзором, и пока грубых нарушений не выявлено. "Нами проверены 10 организаций, во владении которых около 30 судов. На одном из них не хватало пяти из 56 положенных спасательных жилетов, на другом треть жилетов (14 из 46) была с истекшим сроком годности", — отчитывается господин Лепехин. По его словам, есть теплоходы, в аптечках которых содержатся лекарства, срок годности которых истек еще в 2006 году. Также транспортной прокуратуре встретились и просроченные продукты. За всеми эти нарушениями последуют предписания к их устранению.
Владимир Алипа, директор Северо-Западного филиала Росречрегистра, рассказал, что его ведомство должно проводить проверки раз в год, когда суда повышают или подтверждают свой класс. "Весь остальной год состояние судов находится на совести судовладельцев. Мы начали проводить внеочередные проверки, в ходе которых серьезных нарушений выявлено не было. Однако не все то, что предъявляется нам при ежегодном осмотре, обнаруживается на судах при внеплановой проверке", — посетовал господин Алипа.
Валерий Кочуров, заместитель начальника Невского линейного отдела Северо-Западного управления государственного речного и морского надзора, сообщил, что его сотрудниками проверены круизные суда, ходящие по Неве, и метеоры, курсирующие между Петергофом и Петербургом. Критических замечаний нет ни к одному из более чем 100 проверенных судов. Всего в Петербурге выдано 360 лицензий, позволяющих водным перевозчикам осуществлять коммерческую деятельность. "Особое внимание мы уделяем судам, вмещающим свыше 50 человек. Перед выходом судна нужно наглядно демонстрировать пассажирам, как надевать спасательный жилет. Если члены команды стесняются показывать это сами, нужно снять фильм об этом", — призвал судовладельцев господин Кочуров.
Артур Гавлюк, генеральный директор ГУ "Агентство внешнего транспорта", сообщил, что обеспокоенность, помимо множества аквабайкеров, вызывают и "пираты". Это те маломерные суда, которые по своему классу не имеют права осуществлять коммерческие перевозки. По оценке господина Гавлюка, их в городе до 80, и они нелегально занимают пустующие спуски или отправляются с остановок аквабусов (городской водный транспорт). Легальный перевозчик, имеющий лицензию Росречрегистра, имеет бортовой номер с буквами "СЗ", а маломерное судно, не имеющее права заниматься коммерческими перевозками (регистрируется в ГИМС МЧС), пронумеровано буквами "Р" или "РЛА". "Сейчас мы прорабатываем всю систему работы водного транспорта, в том числе и санкции, и правила работы. Необходимо системно приравнивать правила движения на воде к правилам движения на дорогах, которые нарабатывались годами", — говорит Артур Гавлюк. По его словам, стоит вопрос и о месте эвакуации судов-нарушителей. На вопрос о работе штрафной стоянки для маломерных судов на Октябрьской набережной (ее открытие комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) анонсировал в октябре прошлого года, о чем "Ъ" писал 11.10.2010), господин Гавлюк сообщил, что она не функционирует. "Вопрос упирается в бюджет", — туманно пояснил чиновник. После вопросов о штрафстоянке он заторопился и не успел рассказать о стоимости работ по ее организации и причинах задержки реализации проекта. Получить комментарий КТТП вчера не удалось.