В Европе услугами доступного туризма пользуются 127 млн. граждан, или 27% населения. С учетом того, что в поездках их обязательно кто– то сопровождает, то доходы в этом секторе туризма превышают €80 млрд. На мировом туррынке до 8% путешествующих имеют инвалидность. В России проживает свыше 13 млн. людей с ограниченными возможностями. Примерно 11% из них, а это почти 1 млн. граждан, готовы тратить заработанные ими деньги на путешествия. Нужно только создать для них безбарьерную среду. Эта тема обсуждалась на круглом столе, прошедшем в рамках выставки MITF. Модератором его была заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Ирина Руденко, а участниками – московские отельеры, представители туристических компаний и сами люди с ограниченными возможностями.
По словам директора по медицине НП «Санкуртур» Надежды Маньшиной, создание в России безбарьерной среды для маломобильных людей обязательно приведет к увеличению общего объема продаж турпродукта. Дело в том, что потенциальные потребители – не только сами инвалиды и пожилые люди, но и сопровождающие их опекуны, члены семей или компания единомышленников, в обществе которых они предпочитают путешествовать. Эта категория клиентов часто обращается с повторными заказами, к тому же для отдыха они выбирают низкий сезон – людей поменьше, цены пониже.
Российский же турбизнес пока почти не обращает внимания на эту категорию потребителей, а если и обращает, то исключительно с точки зрения благотворительности. А ведь инвалиды могут быть интересны и с позиции бизнеса. Среди них, а только в Москве проживает 1,2 млн. инвалидов или четверть населения города, около 30% ведут достаточно активный образ жизни, занимаются бизнесом, политикой. Еще около 30% относятся к категории среднего класса. Им нужно создать условия, ту самую безбарьерную среду. В гостиничном комплексе «Измайлово» таковая, как утверждал генеральный директор Алексей Воробьев, уже существует, недаром с ними сотрудничает Параолимпийский комитет России.
«Москва старается сделать все возможное для удобства этих людей», – сказал заместитель руководителя столичного департамента социальной защиты населения Игорь Гордеев. Он привел немало положительных примеров, в частности, создание социального такси или проектирование новых станций метро, которое ведется с учетом потребностей инвалидов. Но вспомнил г– н Гордеев и о встречающихся нелепостях. В том же метро есть станции, где лифтовая кабина опускает человека только до кассового вестибюля, а дальше – делай что хочешь.
О том, как много в этом деле тонкостей и нюансов рассказала руководитель центра туризма для инвалидов «Инватур» Татьяна Мелякова, на протяжении почти 20 лет сама передвигающаяся в коляске. «Для нас не нужно строить какие– то отдельные объекты, мы хотим отдыхать там, где и все остальные. К тому же то, что удобно нам, удобно и здоровым людям», – сказала она.
Татьяна Мелякова, прежде чем предлагать какой– то маршрут товарищам по несчастью, сама проезжает его. По ее словам, даже в Москве проблем у туристов– инвалидов все еще много, что уж говорить о каком– либо региональном городе. В столице, например, общественные туалеты доступны только здоровым людям. Если в новом Планетарии маломобильные граждане чувствуют себя комфортно, то лестница Пушкинского музея для них – непреодолимое препятствие. Все предусмотрено для инвалидов в музее– заповеднике Царицыно, а вот Красную площадь без сопровождающего лучше не посещать, так как брусчатка, которой она вымощена, мешает передвижению на коляске. В Санкт– Петербурге лишь восемь музеев доступны для человека с ограниченными возможностями.
Множество деталей приходится учитывать и при оборудовании гостиничного номера, предназначенного для приема нестандартного гостя – высота кровати, выключателей и душа, пороги и поручни, ширина дверных проемов. Порой металлическая горизонтальная вешалка для полотенец, привинченная вдоль раковины, доставляет колясочнику неудобство – она не позволяет подъехать к умывальнику вплотную. «Если что– то собираетесь делать в гостинице, уж лучше пригласите в консультанты инвалида», – посоветовала г– жа Мелякова отельерам.
Примером удачно оборудованной гостиницы может служить общежитие гостиничного типа института «Реаком», предназначенное для приема незрячих людей, приезжающих в Москву на учебу. О своем опыте рассказала заведующая его сервисной службой Елена Стромоногова. По ее словам, в гостинице есть лифты со звуковой индикацией, нумерация комнат дублирована шрифтом Брайля, все таблички находятся на уровне груди. В коридорах лежат яркие ковровые дорожки, первые и последние ступени лестниц выкрашены в желтый цвет, пожарная сигнализация имеет голосовую систему оповещения. Есть и специальная комната для содержания собак– поводырей, и место по соседству с гостиницей, где их можно выгуливать. Весь персонал прошел спецподготовку, каждый знает правила общения со своими необычными постояльцами. Кстати, в гостиничном комплексе «Измайлово» консьерж– служба тоже с готовностью решает проблемы таких людей.
Население земли стареет, успехи медицины позволяют выживать многим из тех, кому раньше грозила смерть, и эти люди переходят в категорию либо хронических больных, либо с ограниченными возможностями. И эта группа народонаселения увеличивается с каждым годом, становится важным сегментов любого рынка, в том числе туристического. Нужно быть готовым к его обслуживанию.