Сотрудники турфирм обычно убеждены, что знают все о страховании в туризме. Однако эта сфера всегда готова преподнести сюрпризы.
О том, как наладить взаимовыгодное сотрудничество со страховыми компаниями, профессионалы турбизнеса узнали на семинаре «О страховании выезжающих за рубеж и не только», который Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии провело в пятницу в рамках выставки «Lentravel-2013». «Горячей темой» последних нескольких месяцев стало вступление в силу закона о страховании ответственности перевозчиков. Ведь под него попали и компании, занимающиеся туристскими перевозками – как туроператоры с собственным автобусным парком, так и транспортные компании-партнеры. «К сожалению, положение Санкт-Петербурга как «окна в Европу» и признанного туристского центра России в этом случае негативно отразилась на фирмах, занимающихся турперевозками, - отметила директор Центра комплексного страхования филиала компании «Росгосстрах» по Санкт-Петербургу и Ленобласти Татьяна Исаева. – По закону им приходится страховать весь набор существующих опций: внутригородские, пригородные, международные и междугородние перевозки».
По словам представителя страховщика, застраховать один 40-местный туристский автобус на год в таком случае будет стоить примерно 116 тыс. руб. Директор Северо-Западного отделения РСТ Татьяна Гаврилова подчеркнула: Союз полагает, что в данной редакции закона права туристских перевозчиков защищены недостаточно. В различные региональные и федеральные органы власти разосланы официальные предложения Российского союза туриндустрии: ввести в классификатор видов перевозок опцию «туристская перевозка», которая бы включала в себя риски по четырем вышеуказанным и требовала бы меньших затрат от турфирм, а также позволить компаниям страховаться на срок меньше одного года, как это сделано для водных перевозчиков. Однако изменение законодательства – процесс небыстрый.
Совместно с РСТ «Росгосстрах» разработал механизм, который в законном порядке позволит компаниям-членам Союза затрачивать даже меньше половины от заявленной выше суммы на страхование ответственности перевозчика. При этом в условия сотрудничества включена возможность выплачивать страховую премию поэтапно – 50% при покупке страховки и 50% позднее. «Закон, бесспорно, нуждается в корректировке. Но это станет очевидно для госорганов, когда будет собрана необходимая статистика, которая покажет завышенный размер тарифов для туристских перевозок. Пока же наша совместная задача – поддержать турбизнес, по возможности сократив издержки фирм», - заметила Татьяна Исаева.
Страховым компаниям придется учитывать новый ландшафт рынка финансовых гарантий для туроператоров, отметила директор департамента комплексного страхования путешественников ООО «Страховое общество «Помощь» Гаянэ Календжян. Она напомнила, что ФАС и Минфин подвергли резкой критике идею так называемого перестраховочного пула, который бы позволил страховать значительные риски крупнейших российских туроператоров. Возможно, такая реакция властей приведет к конечном итоге к снижению размера фингарантий для «гигантов» рынка. В то же время размер страховой премии по данному сегменту, скорее всего, будет увеличиваться, отметила представитель «Помощи».
По словам Гаянэ Календжян, сейчас страховщикам придется отрабатывать различные аспекты взаимодействия с ассоциацией «Турпомощь». Последняя, в частности, имеет право пополнять свой компенсационный фонд в том числе и за счет выплат страховых компаний, в которых приобретали фингарантии операторы-банкроты. Отладка этого процесса, скорее всего, будет идти «в режиме реального времени», когда такие страховые случаи действительно начнут происходит. Госпожа Календжян отдельно отметила: если туроператор не желает вступать в «Турпомощь» и хочет прекратить операторскую деятельность, но при этом имеет на руках договор о страховании ответственности в «Страховом обществе «Помощь», то компания готова рассматривать заявку на пропорциональное возмещение фирме денежных средств.
«Не желая разбираться в продуктах страхования путешествующих, менеджеры турфирм лишают себя дополнительного заработка», - полагает координатор проектов и специалист по связям со страховыми компаниями Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Марианна Титова. По её словам, объем пакетных продуктов, связанных со страхованием выезжающих за рубеж, устойчиво растет. При этом некоторые статистические данные указывают на то, что самостоятельные туристы пока приобретают более дорогие страховки, чем клиенты турфирм. В 2011 г. СЗРО РСТ провело обучающий семинар по страхованию для специалистов турбизнеса, получивший одобрительные отклики участников.
«Сначала пришедшие на семинар полагали, что они знают все о страховании в туризме. Но нашим преподавателям удалось доказать «мудрецам», что в мире ВЗР есть многое, что им и не снилось», - перефразировала «Гамлета» Марианна Титова. Она подчеркнула: Исполнительная дирекция СЗРО РСТ готова проводить такие мероприятия и снова, если члены Союза сформулируют запрос на них. В завершение семинара о своем новом бренде рассказали сотрудники компании «Liberty Страхование» (ранее «Кит Финанс Страхование»). Директор департамента комплексного страхования путешественников Ольга Замаруева и руководитель обучающего центра компании Юлия Шаронова рассказали об истории компании, её положении и предложениям в сфере туризма.
«Нельзя сказать, что тема страхования в туризме вызывает огромный ажиотаж. Исключение – когда оно касается самих фирм, как в случае со страхованием ответственности перевозчиков. Но я уверена, что проводить такой «ликбез» по страхованию время от времени нужно: чем лучше менеджер турфирмы разбирается в страховании, тем более качественную услугу он может оказать клиенту. А повышать уровень сервиса в турбизнесе – одна из наших магистральных задач. Так что сотрудничество со страховыми компаниями-членами РСТ мы обязательно продолжим», - отметила в завершение встречи Татьяна Гаврилова.