В Евросоюзе новые послабления карантинных мер: в Брюсселе не исключают, что некоторые страны этим летом откроются для внутреннего туризма. В ЕС уже постепенно восстанавливается авиасообщение. Перевозчики и аэропорты внедряют новые меры безопасности из-за коронавируса — маски и экспресс-тесты. Каким будет туризм в Европе? И когда туда пустят иностранных туристов? Об этом — Григорий Колганов.
Маска или плотный шарф, закрывающий нос и рот — с 11 мая на рейс авиакомпании KLM можно попасть только в таких аксессуарах. Перевозчик обещает предоставить средства защиты тем, у кого их не будет, но если маски закончатся, то пассажиру придется отложить полет. Соблюдая эти требования, из Амстердама можно будет отправиться, например, в Барселону, Рим или Варшаву. Так, авиакомпания надеется восстановить хотя бы 15% от привычного объема перевозок в мае. По данным СМИ, обязательное ношение масок на борту обсуждают Air France и Lufthansa.
Правда, когда они поднимутся в небо, пока непонятно. Да и граждане Нидерландов вряд ли смогут массово воспользоваться услугами местного перевозчика, отметил корреспондент ТАСС в регионе Виталий Чугин: «На данный момент сохраняется рекомендация голландского правительства всем проживающим людям в стране не путешествовать, поездки советуют осуществлять в случае крайней необходимости. Допустим, если у кого-то есть родственники, которых нужно посещать, или по причинам болезни, какой-то необходимости, может быть, медицинского обслуживания за рубежом. Пока речь не идет о том, что народ немедленно начнет летать в эти страны для туристических или каких-то других целей».
Американский лоукостер Frontier Airlines пошел дальше и предложил заплатить минимум $39 за социальную дистанцию в самолете. Европейские перевозчики раньше тоже обсуждали, как рассадить людей на безопасном расстоянии: звучали, например, предложения оставлять пустыми кресла рядом с проходом. Однако авиакомпании пришли к выводу, что это невозможно, да и не очень-то нужно. «Маска — адекватный способ защиты»,— цитирует Daily Mail представителя Lufthansa. Рассчитывать на полную загрузку рейсов сейчас не приходится, так что цены на билеты, скорее всего, вырастут даже на внутриевропейские перелеты, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Посадка через кресло или через ряд в таких условиях, понятно, невозможна: для компании не выгодно продавать половину билетов на рейс.
Если руководители и решатся, то им придется в два раза поднимать цены, чтобы вы заплатили за свое кресло и за пустое.
Падение мировой экономики — это уже свершившийся факт, и на выходе такого спроса уже не будет. Учитывая это, вряд ли кто-то будет готов переплачивать вдвое».
В Еврокомиссии не исключают, что некоторые страны этим летом откроются для туристов-граждан ЕС. Пока же единственным государством, которое открыло свои границы, остается Чехия. Правда, попасть туда пока можно либо студентам или гражданам ЕС по деловой визе. Выехать теоретически может любой житель Чехии, только вот на практике этим почти никто не пользуется, рассказал редактор «Радио Прага» Либор Кукал: «Выехать можно, но въехать некуда, поскольку ни одна из наших стран-соседей границы не открыла. Чешский министр иностранных дел официально заявил, что правительство ведет переговоры с Австрией, Германией, Словакией и Польшей и что, скорее всего, будет достигнута договоренность: люди смогут свободно путешествовать, но с 1 июля».
При любом послаблении мер в Европе звучит оговорка: если ситуация ухудшится, то жесткий режим могут вернуть. И, похоже, страны ЕС готовятся провести это лето без зарубежных туристов: еще в апреле президент Франции Эмманюэль Макрон говорил, что границы шенгенской зоны могут остаться закрытыми до сентября.
Кроме того, открыть регулярное авиасообщение с 18 мая планирует Сербия. Правда, власти говорят, что многое зависит от того, какие страны готовы будут принимать эти рейсы.
Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ