Федеральная антимонопольная служба (ФАС) взялась за упорядочение авиакомпаниями возврата билетов в случаях отказа пассажира от полета, а также обратила внимание на «непрозрачность» заявляемых тарифов и дополнительных сборов. Какие именно а/к уличены в нарушениях нормативных актов, в опубликованном предписании ФАС не говорится, сообщается лишь, что анализ проведен «на основании сообщений в СМИ, а также обращений физических и юридических лиц». Пресс-службы авиаперевозчиков не замедлили откреститься от оскорбительных подозрений в попрании законов. Соответствующие пресс-релизы распространили «Аэрофлот» и «ВИМ-авиа». Представители «Трансаэро» уверили общественность в лояльности к правилам со страниц газеты «Коммерсантъ». Общий смысл заявлений сводится к тому, что деньги перевозчики в случае добровольного отказа от полета исправно возвращают, а вся информация о тарифах и сборах публикуется на сайтах. Логично предположить, что в данном случае ФАС намекала на низкобюджетные авиакомпании, которые торгуют перевозкой по тарифам, исключающим возврат. Но и это оказалось не так. «Я не понимаю, почему коллеги бросились оправдываться, ведь вряд ли кто рискнет грубо нарушить общеизвестные правила, – сказал руководитель PR-службы Sky Express Виталий Коренюгин. – У нас пассажир волен согласиться или отказаться от услуг уже на втором шаге бронирования на сайте, где сформирована окончательная цена в зависимости от группы бронирования и с учетом дополнительных услуг. Возврат предусматривает и их стоимость». Остается только предположить, что предписание ФАС (а оно обязывает устранить нарушения до 30 апреля) касается сферы чартерной авиаперевозки. И действительно, именно в этом секторе авиауслуг законодательство ставит в тупик даже представителей судебной власти. Коллизия давно известна: розничными продавцами билетов выступают не авиакомпании, а консолидаторы рейсов, чаще всего туроператоры, которые по договору выкупают блоки мест, а то и целые самолеты заранее. «Ситуация, действительно, патовая, – делится наблюдениями руководитель чартерного отдела МЕГАПОЛЮС ТУРС Андрей Кольчиков. – Мы несколько раз привлекались по искам клиентов за невозврат стоимости авиабилетов при отказе клиента от поездки. Любопытно: где-то в половине случаев иски судами отклонялись, но примерно столько же дел решалось не в нашу пользу. Если аннуляция тура объявляется заранее, можно билеты успеть перепродать и вернуть деньги клиенту. Если же за 24 часа до вылета, сделать уже ничего невозможно». Эксперт также отмечает практику а/к неожиданно повышать стоимость перевозки, в основном по графе «Топливный сбор». И в этом случае доплаты из собственного кармана грозят колоссальными убытками, а из средств агентств и клиентов – нервными потерями. На этот счет в предписании ФАС ничего не говорится.