Въездные и выездные потоки туристов в Санкт-Петербурге растут, однако это не всегда гарантирует преуспевание туристских компаний. Особенно это касается турфирм, работающих на отправку: для них сезон выдался одним из самых сложных. Впрочем, турбизнес не сидит сложа руки и готов участвовать в новых инициативах властей и общественных организаций. В прошлый четверг на Общем собрании Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии профессионалы турбизнеса подвели деловые итоги лета и поделились планами на будущее.
Местом встречи экспертов стал знаменитый «Фонтанный дом», он же Шереметьевский дворец – Музей музыки, филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Перед началом собрания каждый желающий мог попасть на небольшую экскурсию по музею, а в вызывающем восхищение концертном зале гостей ждал необычный сюрприз – там торжественно исполняла классику Русская роговая капелла. С приветственным словом выступила заместитель директора СПбГМТиМИ – заведующая Музеем музыки Ольга Великанова, которая пожелала собравшимся продуктивной работы и отметила, что музей всегда готов к взаимодействию с турсообществом.
Октябрьское общее собрание стало первым для нового директора отделения – Екатерины Шадской. Впрочем, как верно отметил председатель Правления СЗРО РСТ и руководитель Комиссии по въездному туризму Леонид Флит, в Союзе она не новичок – с 2001 по 2004 г. Екатерина Шадская занимала пост заместителя директора СЗРО РСТ. Новый директор руководит отделением уже с мая 2013 г., и за это время организация не только не отказалась от всех текущих проектов, но и запустила ряд значимых новых.
Отметил активность и продуктивное сотрудничество с региональным отделением Союза почетный гость заседания – председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Александр Шапкин. Он подвел предварительные итоги туристского года в Северной столице. «Исходя из официальных данных, осторожный прогноз по 2013 г. – увеличение въездного турпотока в Санкт-Петербург на 5-6%», - полагает чиновник. Значительный рост (порядка 20%), по его словам, продемонстрировал пассажиропоток на круизных судах, прибывающих в город, и паромах компании St. Peter Line. Чтобы закрепить успех, на апрель 2014 г. властями запланирована рекламная кампания в европейских СМИ, призванная популяризировать Северную столицу России именно как направление морского туризма. В то же время Александр Шапкин отметил, что росту морских туристов препятствует и низкий уровень информированности иностранцев о возможности 72-часового пребывания в городе морских путешественников без виз.
Председатель Комитета также заявил о том, что к концу ноября будет подготовлен предварительный план городских мероприятий на 2014 год. Впоследствии он будет дополняться в оперативном режиме. Напомним, именно отсутствие такого календаря туроператоры уже много лет называют в числе основных факторов, которые препятствуют развитию в Санкт-Петербурге въездного туризма. Александр Шапкин ознакомился с перечнем проблем, который профессионалы обозначили в 2013 г., и предложил провести отдельный круглый стол, чтобы обсудить их в формате живой дискуссии.
Со стороны турбизнеса итоги сезона, опираясь на традиционный опрос СЗРО РСТ, озвучил Леонид Флит. «При всех сложностях, особенно на выездном направлении, где избыток перевозки привел чуть ли не к демпингу, сенсаций в сезоне 2013 г. не произошло. Въездной турпоток действительно немного подрастает год от года, и мы связываем это с увеличением популярности Санкт-Петербурга у путешественников из Юго-Восточной Азии. С финансовой точки зрения год похож на предыдущий, никаких особых достижений нет. Надеемся, что определенные сложности лета туроператоры по выезду смогут компенсировать за счет зимнего сезона – бронирования уже активно идут», - рассказал он. Председатель Комиссии пообещал, что до следующего собрания одним из главных вопросов на повестке дня станет облегчение работы турфирм с музеями, которые не только поднимают цены на билеты, но и зачастую вводят не слишком удобные технологические формы взаимодействия.
Довольно успешным для Комиссии по детскому и молодежному туризму и отдыху назвал прошедший с предыдущего Общего собрания год её председатель Игорь Мазулов. Так, туроператоры Петербурга активно участвуют в работе появившейся в этом году Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму общественного совета при Федеральном агентстве по туризму. Членами Комиссии СЗРО РСТ создан буклет, содержащий в себе не только коммерческие предложения компаний, но и методические рекомендации для педагогов, ответственных за организацию школьных поездок. При содействии Комитета по развитию туризма он будет распространен по всем образовательным учреждениям города. Студенты городских вузов под руководством Игоря Мазулова приняли участие в молодежном форуме «Селигер», где разрабатывали предложения по развитию студенческого туризма.
«Сегодня в приоритетах – наладить коммуникацию с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. А чтобы преподаватели знали, кому из туркомпаний можно без проблем доверить организацию поездки, необходимо создать общий по Северо-Западу реестр туроператоров, занимающихся детским туризмом», - поделился планами председатель Комиссии.
О проблемах в сфере перевозок по рекам и каналам рассказал генеральный директор компании «Астра Марин» Андрей Кузнецов. Его брендовый проект «Сити Тур. Канал Круиз», поддержанный как автобусным «Сити Туром», так и городским правительством, внезапно натолкнулся на нежелание арендаторов причалов заключать с ним договоры. Без этого посадка-высадка туристов, естественно, просто невозможна. Бизнесмен предложил внести изменения в городские законы, после чего город сможет непосредственно управлять частью причалов и сам заключать договоры не только с «Астра Марин», но и с другими водными перевозчиками.
Итоги IV Гостиничного форума, который Комитет по развитию туризма, ЗАО «Санкт-Петербург Экспресс» и СЗРО РСТ провели в рамках выставки INWETEX CIS TRAVEL MARKET, подвел генеральный директор компании «Нота Бена» Михаил Ушаков. Среди рекомендаций участников – проработать создание при отделении Союза Комиссии по гостиничному бизнесу, активизировать работу по совершенствованию государственной системы классификации объектов туриндустрии и сформировать пул рекомендаций по продвижению Санкт-Петербурга как всесезонного направления. Отдельно Михаил Ушаков остановился на «Витрине предложений по событийному туризму» - новом совместном проекте СЗРО РСТ и «Нота Бена», работающем на сайте www.rstnw.ru.
Обдумать необходимость создания ещё одной Комиссии, на сей раз по рекламе и СМИ, предложил собравшимся руководитель пресс-службы СЗРО РСТ Павел Румянцев. «Деятельность нашего отделения во многом связана с продвижением и маркетингом, информационно-коммуникационными технологиями. За последнее время большое количество массмедиа в сфере туризма стали членами РСТ. Создание специализированной комиссии может помочь турбизнесу и СМИ эффективнее взаимодействовать, реализовывать новые проекты и получать от этого синергетический эффект», - заметил он. Одним из пилотных проектов такой комиссии, по мнению главного редактора журнала «Индустрия туризма и культуры» Анатолия Ковалева, может стать конкурс для зарубежных и российских журналистов на лучший материал о зимнем Петербурге. Его СЗРО РСТ совместно с объединением «ТурПрессКлуб» запустит в декабре.
Участники Общего собрания познакомились с новыми проектами отделения: реализуемой при финансовой поддержке Министерства культуры программой «Моя Россия: Град Петров» и информационно-консалтинговым центром «В помощь турфирме», заниматься которым будет советник СЗРО РСТ по работе с туркомпаниями, юрист Светлана Мержвинская. Кроме того, было объявлено о планах совместить два мероприятия, традиционно открывающих профессиональный год на Северо-Западе, - Санкт-Петербургский международный воркшоп АНТОР и РСТ и деловую встречу профессионалов туриндустрии «INTOURFEST».
В завершение заседания Екатерина Шадская вручила туркомпаниям благодарственные грамоты и членские свидетельства. Члены СЗРО РСТ познакомились с новыми возможностями ООО УК «Планета Нептун» («Океанариум»), предложениями Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и увидели видеофильм о французской дестинации Кастелье, также недавно вошедшей в состав Союза. После окончания собрания гостей ждал замечательный фуршет от компании «Екатерининский кейтеринг», где можно было обсудить любые вопросы в неформальной обстановке.
Директор СЗРО РСТ Екатерина Шадская отмечает, что Общее собрание членов СЗРО РСТ прошло продуктивно: «Мы не только обсудили итоги прошедшего сезона, для многих оказавшегося непростым, но и обсудили перспективные направления работы нашей организации. Активизируется деятельность комиссий, возникают предложения о формировании новых, что нас только радует. Чем выше будет инициативность турбизнеса, тем лучше мы будем работать и тем быстрее достигать наших общих целей».
Проведение Общего собрания было бы невозможно без помощи и дружеского участия «Агентства музейных коммуникаций» и лично его директора Светланы Зюкиной. Исполнительная дирекция СЗРО РСТ выражает ей и сотрудникам АМК глубокую и искреннюю благодарность. Отдельных слов признательности заслуживают также компания «Екатерининский кейтеринг» и, конечно же, Шереметьевский дворец – Музей музыки. Благодаря этим людям и организациям турбизнес получил возможность собраться вместе и не только обсудить итоги лета, но и совместными усилиями понять, куда нужно двигаться дальше.