Британское издание The Telegraph включило Суоми в топ-10 направлений для велосипедных туров в 2017 году.
Зима в Финляндии - прекрасное время для велосипедной прогулки, уверены британцы. По мнению авторов The Telegraph, при правильной экипировке путешественника и техническом оснащении двухколесного «друга» вполне возможно проехаться по субарктической тундре, наблюдая за лосями и оленями и наслаждаясь видами заснеженных мхов и лишайников.
«Преодолевая скромные расстояния - не более 25 км в день - вы не рискуете получить обморожение, подкрепляя свои силы блюдами традиционной кухни и, естественно, сауной», - говорится в обзоре. Еще одно преимущество байкинга в зимней Финляндии – возможность увидеть настоящее северное сияние.
Оулу признан лучшим для зимней езды на велосипеде. Его здесь используют четверо из пяти местных жителей. 845 километров велосипедных дорожек. Консультант по развитию велосипедной инфраструктуры Пекка Тахкола рассказал о том, что самое главное в продвижении двухколёсного транспорта и как в Петербурге найти место для велосипедов.
Пекка Тахкола, вице-президент Федерации зимнего велоспорта, консультант частной консалтинговой компании Navico Oy, организатор велосъездов.
- Город Оулу признан лучшим в Европе городом для зимней езды на велосипеде. Как он добился таких результатов?
- В 30-е, 40-е, 50-е годы люди ездили на велосипеде намного больше, чем сейчас. Но затем картина изменилась — стало появляться всё больше автомобилей. В 60 - 70-е годы люди активно пересаживались на автомобили. Во многих городах, и в финских тоже, велосипедная традиция практически умерла. К счастью, глава департамента по планированию трафика в Оулу был мудрым человеком, который понимал необходимость велосипедного движения. И мы начали с генерального велосипедного плана уже в 1971 году. Его реализация началась сразу, это и помогло сохранить традицию. Велосипедное движение в Оулу в два раза больше, чем в среднем по Финляндии. Такой же показатель был в 60-х.
- Что необходимо для того, чтобы ездить на велосипеде зимой? Что нужно знать?
- Если вы хотите попробовать зимнюю езду на велосипеде здесь, в Оулу, вам подойдёт любая одежда, которая у вас есть, которую вы надеваете на улицу, когда идёте в магазин, например. И велосипед. И больше ничего.
- Но ведь холодно. Ветер дует в лицо.
- Да, но вы же ходите по улицам, когда холодно. На велосипеде не холоднее. Ну, может быть, немножко, но ведь вы можете одеться потеплее.
- А как насчёт специальных зимних шин?
- Только 30% людей используют зимние шины (шипованные). 70% - не используют, так как им они попросту не нужны из-за того, что зимой велодорожки хорошо убирают. Кто-то чувствует себя с шипованными шинами комфортнее.
- Удобно ли передвигаться на велосипеде в зимнее время? Это, должно быть, опасно?
- Нет, совсем не опасно. Исследования показали, что большинство аварий происходит в июле.
- Чем же это можно объяснить?
- Я не знаю, может быть, люди просто немного пьяны... (в июне финны празднуют день летнего солнцестояния, это один из самых бурно отмечаемых праздников - Прим. ред.) Но езда на велосипеде зимой очень безопасна. И даже если ты падаешь, у тебя есть снег (улыбается). Главное, чтобы дорожки хорошо обслуживались. Даже ходьба опаснее, чем велосипед, не говоря уже об автомобилях — это наиболее опасная штука! Люди ведь ходят везде, люди ходят и по Петербургу тоже.
Велосипед — это естественно. И так было всегда. Если ты спросишь обычного человека, почему он ездит на байке зимой, вряд ли получишь ответ — он, вероятно, никогда не думал об этом. Это просто естественно.
- Но это утверждение верно скорее для Финляндии, чем для России, я думаю.
- К сожалению, да, потому что велосипедной традиции позволили умереть и, что самое главное, она и не была такой сильной.
- Сколько велосипедистов в Оулу?
- Мы не считаем себя велосипедистами. Это не спорт, а способ добраться из пункта А в пункт Б.
- Хорошо, тогда какая часть горожан использует двухколёсный транспорт?
- Все. И не имеет значения, что это за человек. По имеющимся у нас данным, 77% населения ездят на велосипеде. Мужчины и женщины в равной степени. И даже люди в возрасте 90 лет ездят на велосипеде.
- Часто ли воруют велосипеды?
- Есть такая проблема. Я бы сказал, что большинство краж двухколёсного транспорта происходит так: некоторые люди возвращаются домой из паба и замечают, что велосипед украсть легко, берут его, едут в сторону дома и бросают где-нибудь неподалёку.
Есть, конечно, и профессиональные воры. Но я думаю, что количество краж немного сократилось из-за нашей «велосипедной культуры».
Для повседневного катания люди используют не дорогие велосипеды, а те, что мы просто называем а piece of shit. Просто исправный байк, который доставит тебя от точки А до точки Б. Обычно люди берут подержанный велосипед, за который платят от 20 до 200 евро (новый стоит в среднем около 300 евро). И поэтому для воров это не слишком привлекательная добыча, потому что он дешёвый. Они могут украсть и продать его за 50 евро, но это не очень выгодный бизнес. Если кто-то стянул твой велосипед, это небольшая финансовая потеря. Можно за 20 - 50 евро приобрести другой. Потерю велосипеда обычно покрывает домашняя страховка.
- В прошлом году обсуждалась идея ограничения скорости на велодорожках Финляндии. Может ли это быть полезным?
- Нет, это просто трата денег и ресурсов. Никто реально не сможет контролировать это. У полицейских есть много гораздо более важных дел, чем следить за тем, чтобы никто не ехал со скоростью 30 км/ч вместо 25. Нам не нужно никаких искусственных лимитов, чтобы улучшить безопасность. Если вы хотите сделать езду на велосипедах безопаснее, необходимо сконцентрировать внимание на инфраструктуре и просвещении. Вот это предотвращает аварии. Ограничение же в пешеходной зоне есть - 20 км/ч.
- Вы были в России?
- Я был в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, а сейчас я собираюсь посетить Красноярск и Иркутск.
- Как вы оцениваете условия для езды на велосипеде в Петербурге? Что, по-вашему, необходимо сделать для развития необходимой инфраструктуры?
- Вы уже начали строить её. Я видел план 16 веломаршрутов из разных районов в пригород. В большинстве российских городов и вовсе нет инфраструктуры для велосипедов. Екатеринбург, я думаю, на данный момент является самым лучшим российским городом в этом плане. У них есть уже несколько велодорожек. И местные велоактивисты там образованны. Я был удивлён их позитивным отношением. Хотя Екатеринбургу ещё много предстоит сделать, он всё ещё далёк от идеала, и, если будет достаточно политической воли, через несколько лет и Петербург станет лучше.
- Может ли Петербург применить финский опыт?
- Опеределённо. Хотя зима здесь, в Оулу, и в Санкт-Петрбурге очень разная - наша зима гораздо холоднее, - но ваша зима довольно близка к хельсинкской. Я бы сказал, что вы многому могли бы научиться у нас и у Хельсинки тоже.
- На что в первую очередь нужно обратить внимание?
- Главное, что необходимо для создания более комфортного велотрафика, - это сделать езду комфортной, быстрой и лёгкой. Прежде всего лёгкой. Когда ты едешь по велодорожке, она не должна неожиданно заканчиваться. В некоторых случаях, например в Екатеринбурге, велодорожка просто вдруг заканчивается. И я понятия не имею, что там следует делать. Такое не должно происходить. Представьте, что вы ведёте машину, а дорога неожиданно обрывается и вы не можете никуда поехать дальше.
- В Петербурге очень много машин. Возможно ли создать необходимую инфраструктуру для велосипедов?
- Конечно. У вас там так много места. Просто оно отдано машинам. И вам не нужно убирать машины, так как полосы широкие - 3,5 метра везде, а машина в ширину менее 2 метров. И поэтому, если дорога 6- или 8-полосная или вроде того, просто сузьте полосы с 3,5 до 3 метров. И вы получите дополнительное пространство с обеих сторон. И этого достаточно для велосипедов. Важно, чего хочет город. Если они хотят машины, они могут отдать пространство машинам, но это не имеет смысла, потому что загрязнённый и перегруженный город - неприятный город. Велосипед — это, пожалуй, самый быстрый вид транспорта на расстояниях до 7 - 10 км. Я знаю, что пробки в Санкт-Петербурге очень серьёзные. Так что велосипед мог бы помочь. И у вас есть городские велосипеды. Это даёт людям шанс попробовать двухколёсный транспорт. Это важно в городе, где мало людей ездят на байках. Конечно, с инфраструктурой и велодорожками было бы куда проще.
- У вас есть какие-то проекты в России?
- В России нет, но меня пригласили в Казахстан, в Астану, чтобы я рассказал им, что следует делать для продвижения велосипедов. У них есть система городских байков с 38 стоянками и 200 велосипедов. Она появилась в прошлом июле и стала довольно популярной. И они продвигают её, в этом году собираются расширить сеть стоянок до 150 и увеличить велопарк.
- Если Петербург пригласит вас в качестве консультанта, вы согласитесь?
- Да. Точно.
Яна Пруссакова, "Фонтанка.fi"
Фото: Pekka Tahkola