Общественный совет по развитию малого бизнеса при губернаторе 27 июля в Смольном обсудит проблемы туристической отрасли Петербурга. В частности, будет поднят вопрос о проблемах на рынке услуг гидов-переводчиков - их бурное обсуждение идет на форуме совета. От обычных экскурсоводов гидов-переводчиков отличает способ работы: они сопровождают группу иностранцев в ходе всей культурной программы, заезжая с ними и в музеи, и в кафе. Общий объем рынка подобных услуг в Петербурге достигает 720 млн рублей за сезон. "При том что в городе около 3 тыс. гидов-переводчиков, условий для работы не создано никаких. Около 90% гидов вынуждены работать как гастарбайтеры", - рассказывает Татьяна Тюленева, председатель Ассоциации профессиональных гидов-переводчиков, которая объединяет 700 человек. Глава ассоциации пояснила, что до сих пор в городе не разработаны критерии оплаты труда в зависимости от категорий - в среднем каждый специалист зарабатывает около 2 тыс. рублей день.
Также гид, как правило, не получает ни больничных, ни отпускных, не может делать пенсионных отчислений. Происходит это потому, что турфирмы отказываются заключать с гидами договоры, избегая лишних налоговых выплат. Гид Ольга Орлеанская говорит: "Практически все мы работаем за черный нал. Если я скажу, что хочу заключить с турфирмой договор, мне пообещают перезвонить, и больше я их не услышу никогда". Официально оформиться работать в музеи крайне сложно, и дело иногда доходит до суда. В мае прошлого года Ольга Орлеанская заявила, что музеи отказались заключать с ней официальные договоры напрямую, и обратилась в УФАС. В результате УФАС признало пять ведущих музеев Петербурга нарушителями антимонопольного законодательства. Но затем Государственный музей истории Санкт-Петербурга подал в суд на УФАС и всего пару недель назад все-таки оспорил это решение. Еще одним поводом для возмущения гидов-переводчиков служит требование специальной аккредитации для проведения экскурсий в залах городских музеев.
Принятое в 2008 году правительством Петербурга постановление №1330 обязывает гидов получать общую аккредитацию, которая должна была бы признаваться всеми городскими музеями. "Это бы нас устроило. Но каждый музей требует от гидов каждый год прослушивать платные обучающие лекции", - говорят в ассоциации. "Обучение - это мера, которая позволяет сохранять и совершенствовать качество приема и обслуживания туристов", - считают в комитете по инвестициям и стратегическим проектам. Но среди гидов это считается формой поборов: они получают знания, не соответствующие собственным нуждам, а платить за это приходится среднем по 15-20 тыс. рублей в год.