Беспрецедентной назвал ситуацию, возникшую на авиационном и туристическом рынке в результате извержения исландского вулкана, президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. Вчера на прошедшей в «Интерфаксе» пресс-конференции (фото) он сказал: «Такого в истории еще не было: в Европе закрылось более 300 аэропортов, отменено свыше 60 тыс. рейсов, авиакомпании ежедневно теряют до $200 млн., проблема в той или иной степени затронула не менее 7 млн. человек. Россия пострадала меньше, но и у нас не выполнено 650 рейсов, не вылетело около 40 тыс. пассажиров. Сейчас примерно 18-20 тыс. наших соотечественников не могут вернуться домой из европейских стран. Первоначально их было порядка 30 тыс., но примерно треть уже вернулись». Сергей Шпилько напомнил, что еще после цунами в Юго-Восточной Азии, случившегося в конце 2004 года, РСТ предлагал ввести обязательное страхование выезжающих за рубеж на случай чрезвычайных происшествий. «Продукт это крайне сложный, но обсуждать его нужно, – заметил он. – Заинтересованные стороны должны найти компромиссное, устраивающее всех решение, чтобы у наших соотечественников появилась уверенность, что в случае ЧП они могут рассчитывать на помощь хотя бы в пределах страховой суммы». Главная проблема форс-мажорных ситуаций в туризме, по мнению президента РСТ, в полном отсутствии информации. Никто не знает точно – сколько человек находится за рубежом, где конкретно, кому необходима экстренная помощь. Должно быть закреплено законодательно положение о том, что все организации, отправляющие людей за границу, обязаны по заранее известному адресу предоставить полную информацию о местонахождении граждан России. Пока же даже многие туроператоры отказываются предоставлять какие бы то ни было сведения о людях, ссылаясь при этом на закон о защите персональных данных. «Без полноты картины сделать что-то сложно, – считает г-н Шпилько. – Нужны централизованные усилия и государства, и бизнеса в решении визовых, финансовых, трансферных вопросов». Конечно, задача эта сложная. В частности, как рассказала глава Автобусной комиссии РСТ Ольга Санаева, только чтобы вывезти сегодня людей из Европы на автобусах, нужно решить немало правовых проблем. По ее словам, существует целый ряд нормативов, которые на период форс-мажорных обстоятельств необходимо отменять или облегчать. Вот только один из них: автобусу нельзя выехать за границу пустым, а вернуться полным. И наоборот. «Все решения должны приниматься совместно с транспортными министерствами европейских стран», – подчеркнула Ольга Санаева. Авиационный коллапс заставил всех говорить о форс-мажоре, который, якобы, не позволит застрявшим по вине вулкана россиянам получить компенсации за пропавший тур. «Мнение о том, что обстоятельства непреодолимой силы, в частности, извержение вулкана, позволяет перевозчикам и туркомпаниям ни копейки не возвращать клиентам – чушь», – сказал глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. Подобные обстоятельства освобождают компании от ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, но не от исполнения этих обязательств. Иными словами, авиакомпания не должны возмещать убытки за то, что турист, например, опоздал на стыковку или на важные деловые переговоры, поскольку произошло это не по вине перевозчика. Но деньги за неуказанные услуги авиакомпания должна вернуть. С компенсацией стоимости туров все сложнее, и RATA-news уже публиковала на этот счет подробные разъяснения. Пока еще туроператоры не в состоянии подсчитать свои убытки. Но уже ясно, что потери будут, так как немало компаний сочли необходимым вести себя не по закону, а по-человечески. Многие аннулируют туры, возвращая клиенту полную стоимость, и за свой счет размещают застрявших туристов в гостиницах. «Но если будут отлажены механизмы совместных действий в подобных ситуациях, то и решаться все будет четко, быстро и безболезненно для всех с наименьшими финансовыми и нервными затратами», – уверен Сергей Шпилько.