ГМИИ им. А.С. Пушкина - Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается масштабная ретроспективная выставка произведений Альбера Марке (1875–1947).

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIXXX веков, Волхонка, 14

Даты проведения: 27 сентября 2016 – 8 января 2017

Пресс-показ: 26 сентября 2016

В 2015 году крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. ГМИИ им. А.С. Пушкина перенял эту эстафету у Музея современного искусства города Парижа, в котором в марте-августе 2016 года прошла выставка «Альбер Марке. Художник остановленного врмени». Французские кураторы задумали ее как монографическое исследование творчества известного французского живописца. Проект Пушкинского музея значительно отличается от парижской выставки: он дополнен новыми ракурсами, которые позволяют по-новому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.

 

В частности, в Музее представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР. В экспозицию также входят произведения выпускников ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа 1920-х годов, представителей московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников», которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда решали пластические задачи, близкие к поискам французского живописца.

 

Всего на выставке представлено 69 работ, которые сгруппированы в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России». Помимо 49 полотен самого Марке будут показаны работы его друзей-фовистов – Рауля Дюфи («Регаты», 1907–1908), Анри Мангена («Купальщица», 1906), Андре Дерена («Просушка парусов», 1905), Мориса де Вламинка («Баржи на Сене», 1905–1906), а также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера, – Антонины Софроновой («Каменный мост», 1930; «Балчуг», 1930), Бориса Рыбченкова («Одинокая», 1932; «Окраина. Светлый вечер», 1933), Татьяны Мавриной («Мост окружной железной дороги», 1929; «Набережная», начало 1930-х), Николая Лапшина («Площадь Воровского», 1937; «Мойка. Вид на Красный мост», 1934) и Александра Ведерникова («Ленинград. Чернышёва площадь», 1946; «Город зимой», 1936; «Малая Невка», 1930-е).

 

Как живописец, Альбер Марке формировался в период расцвета художественной жизни Парижа на рубеже XIX–XX веков, его связывала дружба с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Раулем Дюфи и Андре Дереном. Своеобразие и оригинальность манеры Марке заключались в сочетании пластики динамичного, раскованного мазка и гармоничной палитры с гаммой сложных цветовых решений («Берег Сены. Пригород Парижа», 1894–1896; «Мост де ла Турнель», 1902).

 

Перспектива и светотень служили художнику важнейшим средством выражения формы, объема и пространственной глубины. Одним из частых приемов в работе Марке над формированием характерной атмосферности стал контражур («Обнаженная. Контражур», 1909–1910). Живописец осознанно избегал прамонаправленного света, поскольку изображение портретных черт и деталей помещения не были его целью. Возможно, логика контражура прочно соотносилась с организацией пространства черным контуром, появившемся в пейзажах Марке с середины 1900-х годов. Во всяком случае, этот острый фовистический прием органично вошел в его живопись именно в это время. Идея фовистов изображать свет и тень цветом нашла поддержку Марке, она же навсегда изменила метод его работы над живописными произведениями. Во время путешествия с Раулем Дюфи в Нормандию он стал писать без подмалевка, красочными плоскостями, активно использовать черный контур и даже форсировать колорит. Изображения объемов, пространственные соотношения цвета и света формировались не слой за слоем, как в академической живописи, а велись практически одновременно на всей поверхности холста.

 

Марке достигал «атмосферности» среды, выстраивая перспективу не по законам геометрии, а интригуя разницей освещения планов, эффектом зеркальных отражений на поверхности воды. Виды Парижа, открывающиеся с балкона и из окон его мастерской, никогда не надоедали художнику, в парижскую квартиру он стремился как в родную гавань. Первым адресом Марке в Париже была улица Монж, затем он жил на авеню Версаль, а потом сознательно выбирал только мастерские с видами на Сену: на набережных Турнель, Отель-де-Виль, Гран Огюстен, Лувр, Орфевр. Изображения мостов Аршевеше, Турнель, Сюлли и самых любимых – Пон-Нёф и Сен-Мишель определяют сегодня адреса художника и точные датировки его пейзажей («Нотр-Дам. Солнце», 1904; «Вид на Пон-Нёф через Сену. Туман», 1906–1907; «Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель», 1908–1909; «Мост Сен-Мишель в Париже», 1908).

 

Также Марке страстно любил путешествовать. Первые творческие поездки он совершал с друзьями, затем путешествовал много и охотно в одиночестве. А после женитьбы вместе с мадам Марке на своем автомобиле Ford пересекал Францию, Испанию, Северную Африку, Германию, Румынию («Порт в Онфлёре», 1911; «Порт Роттердама», 1914; «Лебединый остров. Эрбле», 1919; «Пальмовое дерево», 1921; «Вид на Сиди-Бу-Саид», 1923).

 

Пейзажи Марке трудно вписать в контекст эпохи. Ни политика, ни происходившие события не вызывали отклик и прямо не влияли на его искусство. Именно эти обстоятельства, определявшие «вневременность» творчества Марке, свидетельствовали о цельности его художественной натуры и самобытности. Он превосходно передавал состояние атмосферы и освещение, ощущение простора, стремительные перспективы благородную гармонию серых тонов. В работах мастера точность в изображении пейзажа сочетается с обобщением и лаконизмом, отсутствием деталей.

 

Куратор выставки – заведующая Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Ирина Никифорова

Новостной обзор Лидии Николаевой специально для "Питер-Т"

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Выставки»

Март 27, 2024 - 03:41

Экспозицию составили графические и живописные работы. Их представление неравномерно, и несмотря на то, что окончил художник монументальную мастерскую Академии Художеств имени И. Е. Репина, более его влечет именно графическое исполнение. 

 

Март 27, 2024 - 02:18

Уважаемые господа, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата приглашает Вас принять участие в презентации «Открой свою Сибирь: инвестиции в промышленность, строительство и туризм Тюменской области»,которая состоится 9 апреля 2024 года.

 

Март 22, 2024 - 13:41

В дни школьных каникул Русский музей подготовил новую выставку специально для юных посетителей и тех, кто хочет узнать больше о детском творчестве.