Реставраторы музея-заповедника «Павловск» приведут в порядок икону святителя Алексия митрополита Московского работы неизвестного русского иконописца XIX века.
Икона оформлена в серебряный оклад с позолотой работы симбирского мастера-монограммиста «БШ». В центре — фигура митрополита Алексия с нимбом над головой, в руке он держит книгу. Митрополит изображен стоящим на пьедестале на фоне церкви и пейзажа; по периметру — орнамент в стиле рокайль. Задник иконы обтянут парчой с серебряной пластиной с надписью синей эмали по золоченому серебру в семь строк: «Его Императорскому Высочеству/ Государю Великому Князю/ Николаю Николаевичу/ Главнокомандующему/ Действующею армiею/ в 1877 г./ городъ Самара».
По предварительному заключению специалистов, живописное изображение необходимо расчистить и обеспылить, а также воссоздать утраченные красочные фрагменты.
Эта необычная икона связана с историей русско-болгарских отношений. Она поднесена жителями города Самары великому князю Николаю Николаевичу, Главнокомандующему действующей армии в Болгарии в 1877 году со словами: «Ваше Императорское Высочество! Самарское Городское Общество имеет счастие приветствовать Ваше Императорское Высочество с походом въ пределы Турции. Мы все готовы идти за Вами если будет нужно; ныне же просим Ваше Императорское Высочество принять образ святителя Алексия митрополита московскаго и всея Руси чудотворца, покровителя города Самары, моля его своим предстательством пред престолом Божиим испросить победу оружию нашему. Вместе с этим имеем счастие поднести Вашему Императорскому Высочеству Изготовленное нами знамя для вручения Болгарскому народу, когда изволите признать необходимым призвать его дружины к действительной борьбе с неверными».
На протяжении пятисот лет южные славяне находились под игом турок-османов. Надежды на освобождение они связывали с Россией, народ которой оказывал посильную финансовую помощь в этой борьбе и посылал добровольцев на Балканы. Всемерно помогали борющимся за свободу славянам и жители Самары. В 1876 году во время апрельского восстания болгар в Самаре возникла мысль об изготовлении боевого знамени для восставшего народа, которое вдохновляло бы их на борьбу за освобождение от турок. Активное участие в создании знамени принял гласный городской думы Пётр Владимирович Алабин (1824 — 1896) и его жена Варвара Васильевна, которая возглавляла Самарский комитет Красного Креста. П. В. Алабин затратил на изготовление знамени собственные средства, а потом деньги ему возместила Самарская городская управа. Эскиз этого необычного подарка выполнил художник Николай Евстафьевич Симаков, фабрикант серебряных и золотых дел П. А. Овчинников изготовил копье для знамени, монахини Самарского женского монастыря выполнили шитье. Самарские губернские ведомости описывают его внешний вид: «Знамя это представляет собою широкое, квадратной кройки полотнище, разделенное по горизонтальному направлению на три цветные полосы: белую, пунцовую и синию, с таковыми к оному лентами. Посреди полотнища — черный крест, разукрашенный золотыми арабесками: посреди креста с одной стороны образ Иверской богоматери, а с другой — изображение болгарских святителей Кирилла и Мефодия. На пунцовой ленте шитая золотом надпись: «Болгарскому народу». Древко черное, с позолоченною скобою, украшенное серебряным, вызолоченным с чернью копием в древнерусском стиле, на скобе надпись: «Болгарскому народу город Самара 1876 года». На второй синей ленте была надпись: «Да воскреснет Бог и да расточатся врази Его». Из-за подавления восстания знамя не было доставлено в Болгарию.
В апреле 1877 года после начала русско-турецкой войны Самарская городская дума приняла решение ассигновать 25 тысяч рублей для помощи делу освобождения славян и отправить изготовленное знамя в главную квартиру Дунайской армии для вручения его «болгарским дружинам». Городская дума избрала депутацию из числа гласных — действительного тайного советника П. В. Алабина и городского голову Е. Т. Кожевникова для вручения главнокомандующему знамени, адреса и образа покровителя Самары Святого митрополита Московского Алексия.
16-го апреля 1877 года, во время крестного хода подношение было пронесено по городу, а затем владыка Герасим совершил в Спасо-Вознесенском соборе освящение знамени и иконы Св. Алексия. 23 апреля депутаты прибыли в Москву, и им было разрешено покрыть раку Св. Алексия Московского «привезенным знаменем, а также поставить образ Святителя в самую раку».
К 4 мая делегация прибыла к Плоешти. На другой день депутаты явились в дом вел. кн. Николая Николаевича старшего. Знамя разложили на столе в приемном зале, образ поместили на отдельном столе. Главнокомандующему преподнесли образ Св. Алексия. «Когда мы поднесли образ великому князю, он изволил благовейно перекреститься и приложиться к нему, затем взял образ и отослал в свою опочевальню», — вспоминали депутаты.
Великий князь заметил, что они «совершили весьма значительное путешествие и что Его Высочеству тем приятнее сделанное городом Самарой поднесение, что в нем выражается сочувствие и отдаленных уголков нашего отечества к тому Святому делу, к вершению которого он призван». Вручение знамени было назначено на утро 6 мая. Передавая знамя, П. В. Алабин произнес: «Издалека, через всю русскую землю мы пронесли его для вас как живое свидетельство того, что оно вручается вам не от какого-либо уголка России, а от всей русской земли. Идите же под сенью этого знамени! Пусть оно будет залогом любви к вам России. Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения».
Самарское знамя участвовало во многих боевых операциях в период всей войны. В настоящее время оно хранится в Национальном музее военной истории Болгарии в Софии. А икона Св. Алексия митрополита Московского — в Павловске.
Фото Pavlovskmuseum.ru