Рост спроса на номера, подешевевшие в 2010 году, в 2011-м оказался менее эластичным, что позволило гостиницам Санкт-Петербурга агрессивнее работать с ценовой составляющей, особенно в период высокого сезона. Однако эксперты считают, что положительные тенденции пока еще хрупки. Предлагаем вниманию читателей исследование состояния гостиничного рынка «северной столицы», проведенное международной консалтинговой компанией Jones Lang LaSalle Hotels.
Предложение. В конце 2011 г. объем качественного предложения на гостиничном рынке города составлял около 8 500 номеров. И, несмотря на сильное сокращение строительства отелей, к концу 2015 г. фонд Петербурга может пополниться еще на 1 400 номеров, причем две трети – в среднеценовом сегменте.
Операционные результаты. Основной интригой высокого сезона был рост ставок на размещение из-за стабилизации спроса. Если в начале года отельеры лишь «прощупывали» потребителей – готовы ли они платить больше за посещение одного из главных туристических центров страны, то в «белые ночи» (май и июнь) цены в хороших гостиницах города выросли на 10-18%. Одновременно, по мере обретения былой мощи промышленной базы города, доля бизнес-поездок демонстрирует постепенный рост – с 25% до 39% от общего объема постояльцев.
Изменение спроса. В восстановлении спроса важную роль играет деловой поток, позволяющий заполнять отели вне высокого сезона. По данным, полученным в ходе опроса основных участников рынка в середине 2011 г., во время кризиса деловой туризм не так потерял в клиентах, как культурно-познавательный. Но отсутствие современной бизнес-инфраструктуры ограничивает возможности привлечения новых деловых клиентов и увеличения сегмента MICE, особенно весной и осенью. То есть, сгладить сезонность пока не получается.
72-часовой безвизовый режим для пассажиров круизных судов и паромов, конечно, приводит к росту потока зарубежных гостей в город, но, по понятным причинам, не стимулирует спрос на гостиницы.
Однако есть и плюсы: в условиях расширения гостиничного предложения Санкт-Петербурга бизнес-туристы чувствуют себя спокойно, бронируя номера всего за 7-10 дней до начала поездки. В Москве, где средний горизонт прогноза составляет 20 дней, такое малореально. Так что северной столице это идет на пользу, хоть и ограничивает долгосрочную прогнозируемость бизнеса для городских отелей.
Вместе с тем, кривая спроса впервые за последние три года стала приближаться к показателям докризисных лет. На этом фоне в сезон 2011 года гостиницы стали менее покладисты в предоставлении скидок. В итоге средняя цена на номер по сравнению с 2010 г. несколько выросла.
Однако спрос все еще чувствителен к цене, особенно на границах пикового сезона, что отражается как на колебаниях загрузки, так и на распределении спроса по сегментам: в 2011 году максимально заполненными были отели средней ценовой категории. Правда, дополнительным сдерживающим фактором могло быть и состояние номерного фонда в дорогих гостиницах: за редким исключением, этот сегмент последние годы практически не обновлялся.
Текущая модернизация аэропорта «Пулково», которая предположительно удвоит его пропускную способность к 2013-2014 гг., должна положительно отразиться на въездном турпотоке – и, соответственно, на количестве постояльцев.
Роль гостиниц среднеценового сегмента. Как уже упоминалось, на конец прошлого года объем качественного номерного фонда Санкт-Петербурга составил порядка 8500 номеров, большая часть из которых (61,3%) позиционировалась в среднем ценовом сегменте (mid-market и economy).
Основной рост рынка был зафиксирован в период 2008-2011 гг., когда предложение пополнилось почти на 3 440 номеров, преимущественно средней и высокой категории (т.е. на 40%). Среди новых отелей следует отметить сразу два «знаковых» проекта, которые в 2011 г. вывели гостиничный рынок города на качественно иной уровень. Это W St.Petersburg (137 номеров) – первый в России сетевой lifestyle бутик-отель, а также Four Seasons St.Petersburg (183 номера). Вместе с тем, несмотря на рост предложения, северная столица все еще уступает основным европейским городам по количеству хороших номеров.
Строительство. После ударного четырехлетнего вывода на рынок новых гостиничных номеров количество проектов в начальной или активной стадии строительства сейчас невелико. Ожидается, что к концу 2015 г. рынок «подрастет» на 1 389 номеров, 70% из которых будут также относиться к среднему ценовому сегменту.
Основные причины: нехватка доступного заемного финансирования, снижение числа активных гостиничных девелоперов, а также общее падение доходов отелей (и, соответственно, прибыли от инвестиций) как следствие увеличения предложения на фоне нестабильного спроса.
Гость – по-прежнему хозяин положения. Как туристическая столица России, располагающая значительным объемом номеров в среднеценовом сегменте, Санкт-Петербург всегда имел более низкие показатели загрузки и средней стоимости номера, чем Москва. По мере восстановления мировой экономики операционная деятельность питерских средств размещения начала укрепляться. В 2010 г. «победителями» стали отели 3* и 4*, которые по сравнению с данными 2009 г. смогли увеличить загрузку на 20%. Лидерство гостиниц средней ценовой категории в 2011 г. не только сохранилось, но и укрепилось на фоне увеличивающегося разрыва по ценовым показателям между сегментами.
Впервые после кризиса высокий туристический сезон прошел в городе с показателями загрузки на уровне 2007 года. При этом рост спроса носил вполне устойчивый характер, так что отельерам удалось повысить среднюю цену продажи номеров.
Рынок гостеприимства Санкт-Петербурга живет за счет потока туристов, приезжающих преимущественно летом. В результате налицо выраженная сезонность спроса с двумя основными пиками – в июне и сентябре-октябре. В отличие от московского рынка, где всплеск спроса на гостиничные услуги в начале осени вызван исключительно деловыми мероприятиями, отелям Питера осенний бизнес приносят как корпоранты, так и туристы.
И если в июне 2011 г., в пик туристического сезона, гостиницы не достигли рекордных показателей заполняемости, наблюдавшихся ранее на фоне дефицита качественного предложения, то все равно уровень загрузки в целом был выше, чем в 2010-м. В то же время, «давление» нового объема номеров, появившегося в среднеценовом сегменте в 2010 г., не позволило отелям этой группы повысить загрузку в период пикового спроса. Подняв средние цены в мае на 16,3% и в июне еще на 4,5%, гостиницы столкнулись с небольшими потерями в клиентуре: все-таки групповые туристы, формирующие спрос на отели этой категории, по-прежнему чувствительны к ценовому фактору.
Низкие цены и достаточный ассортимент – убедительные доводы для российских туристов, которые все реже останавливаются в отелях старого фонда и начали отдавать предпочтение современным гостиницам. Таким образом, основным инструментом в конкурентной борьбе отелей высокой ценовой категории по-прежнему является прайс-лист.
Каковы перспективы? Основные игроки рынка не ждут особых перемен. За первые десять месяцев 2011 года рост RevPAR в рублях составил 11,5%, благодаря увеличению ADR на фоне укрепляющегося спроса. Однако отельеры Санкт-Петербурга сходятся во мнении, что, несмотря на рост турпотока и, соответственно, загрузки практически во всех гостиницах города, цены в обозримом будущем вряд ли вернутся на докризисный уровень, то есть на показатели 2007 г.). Ожидается, что гостиницы предпримут усилия по развитию других центров прибыли (продажа питания и напитков, проведение конференций и банкетов) и сконцентрируются на увеличении доли платежеспособного корпоративного клиента.